СУБСТАНЦИЯ — материя в аспектевнутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явленийприроды и истории, включая человека и его сознание. В истории философии субстанция понимается каквещество, из которого состоят все вещи. В дальнейшее, в поисках основания всегосущего, субстанцию начинают рассматривать как особое обозначение бога(схоластика), что ведет к дуализму души и тела. Последний - своеобразноевыражение несовместимости теологического и научного мышления. В новое времянаиболее остро проблема субстанции была поставлена Декартом. Преодолениедуализма на путях материалистической философии осуществил Спиноза, которыйсчитая протяженность и мышление атрибутами единой телесной субстанцией,рассматривал ее как причину самой себя. Однако Спиноза не сумел обосноватьвнутренней активности, «самодеятельности» субстанции. Эта задача была решена в немецкой классической философии. Уже Кант понимаетсубстанцию как «то постоянное, лишь в отношении с которым можно определитьвсе временные явления».С этим связано пониманиесубстанции одновременно и как субъекта, т. е. как активного самопорождающего исаморазвивающегося начала. МОНИЗМ — философское учение, которое принимает за основу всегосуществующего одно начало. Существует как материалистический, так иидеалистический монизм. Материалисты началом, основой мира считают материю.Идеалисты единым началом. всех явлений считают дух, идею и т. д. Наиболеепоследовательным направлением идеалистического монизма - является философияГегеля. В философии марксизма материализм распространен и наобщественные явления. Противоположность монизма.— дуализм. ДУАЛИЗМ — философское учение, считающее впротивоположность монизму материальную и духовную субстанции равноправныминачалами. Исходным мотивом дуализма часто является попытка примиренияматериализма и идеализма. Дуализма в наибольшей степени характерен дляфилософии Декарта и Канта. ПЛЮРАЛИЗМ — концепция, противоположнаямонизму, по который все существующее состоит из множества равнозначныхизолированных сущностей, несводимых к единому началу. Склонность к плюрализм выражает стремление современных идеалистов возвыситься над материалистическим идеалистическим монизмом. Однако в конечном счете по своему объективному смыслуплюрализм противостоит только диалектико-материалистическому монизму. Всоциологии плюрализм, служит основанием для отрицания единой определяющейосновы общества, для взгляда на историю как на поток случайных событий,следовательно, для отказа от анализа объективных законов развития общества(точка зрения марксистско-ленинской идеологии)