Понятие субстанции. Монизм, дуализм, плюрализм как концепция бытия. Атрибуты и модусы субстанции

СУБСТАНЦИЯ — материя в аспектевнут­реннего единства всех форм ее само­развития, всего многообразия явленийприроды и истории, включая человека и его сознание. В истории философии субстанция пони­мается каквещество, из которого состоят все вещи. В дальнейшее, в поисках основания всегосущего, субстанцию начинают рассматривать как особое обозначение бога(схоластика), что ведет к дуа­лизму души и тела. Последний - свое­образноевыражение несовместимости теологического и научного мышления. В новое времянаиболее остро про­блема субстанции была поставлена Декартом. Преодолениедуализма на путях мате­риалистической философии осуществил Спиноза, которыйсчитая протяженность и мышление атрибутами единой телес­ной субстанцией,рассматривал ее как причину самой себя. Однако Спиноза не су­мел обосноватьвнутренней активно­сти, «самодеятельности» субстанции. Эта задача была решена в немецкой классической философии. Уже Кант понимаетсубстанцию как «то по­стоянное, лишь в отношении с кото­рым можно определитьвсе временные явления».С этим связано пониманиесубстанции одновременно и как субъекта, т. е. как активного самопорождающего исаморазвивающегося начала. МОНИЗМ — философское учение, которое принимает за основу всегосуще­ствующего одно начало. Существует как материалистический, так иидеа­листический монизм. Материалисты началом, основой мира считают материю.Идеалисты единым началом. всех явле­ний считают дух, идею и т. д. Наибо­леепоследовательным направлением идеалистического монизма - является филосо­фияГегеля. В философии марксизма мате­риализм распространен и наобщест­венные явления. Противоположность монизма.— дуализм. ДУАЛИЗМ — фило­софское учение, считающее впротиво­положность монизму материальную и духовную субстанции равноправныминачалами. Исходным мотивом дуализма ча­сто является попытка примиренияма­териализма и идеализма. Дуализма в наибольшей степени характерен дляфилософии Декарта и Канта. ПЛЮРАЛИЗМ — концепция, противопо­ложнаямонизму, по который все сущест­вующее состоит из множества равно­значныхизолированных сущностей, не­сводимых к единому началу. Склонность к плюрализм выражает стрем­ление современных идеалистов возвыситься над материалисти­ческим идеалистическим монизмом. Однако в конечном счете по своему объективному смыслуплюрализм противосто­ит только диалектико-материалистическому монизму. Всоциологии плюрализм, слу­жит основанием для отрицания еди­ной определяющейосновы общества, для взгляда на историю как на поток слу­чайных событий,следовательно, для отказа от анализа объективных зако­нов развития общества(точка зрения марксистско-ленинской идеологии)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: