Эволюция философских представлений о материи

Субстанциональный материализм. Материалистические толкования сущности бытия исторически возникают раньше идеалистических вариантов. Фалес началом всех вещей полагал воду. Истоком такого предположения было наблюдение того факта, что все возникает из воды и все ею живет, а то, из чего все возникает, - это и есть начало всего. В этот же период появляются более абстрактные представления о субстанциональной основе мира. Анаксимандр (ученик Фалеса) говорит об апейроне. Одни считали, что это нечто среднее между огнем и воздухом, другие – что это смесь земли, воды, воздуха и огня, третьи склонялись к мысли о принципиальной неопределенности апейрона. Гераклит считал первоэлементом мира огонь, а все вещи у него суть лишь обменный элемент огня – возникают из него путем разрежения и сгущения. Анасгор выступает против сведения первоначал мира к каким-либо стихиям. Начал не одно и не несколько, их бесконечное множество. Они представляют собой мельчайшие частицы – гомеомерии, или семена вещей – тех предметов и явлений, которые нас окружают. Своеобразной вершиной выступает атомизм Демокрита и Левкиппа. Согласно данной концепции в основе всего лежат материальные начала – атомы.

Субстациональный идеализм. Поиски философами основополагающей структуры бытия в рамках данного направления приводили к представлению о совпадении бытия и мышления о нем. Парменид ставит две взаимосвязанные между собой проблемы: соотношение бытия и небытия и соотношение бытия и мышления. Сначала он разбирает логические возможности соотношения категорий бытия и небытия, вскрывая ряд парадоксов на пути истины. Если мы допускаем существование бытии, то оно, как предельное понятие, отождествляется с бытием, если мы не допускаем существование бытия, то бытие и небытие нетождественны. У Парменида с бытием связывается сам факт существования мира, а истиной в этом случае выступает знание об истинном существующем. Таким образом, бытие и мышление тождественны, а значит мир познаваем. Сократ полагает, что философы не должны заниматься исследованием природы. Он считает, что истина и добро должны совпадать. По Платону, бытие – это совокупность идей, т.е. умопостигаемых форм, или сущностей, отражением которых является все многообразие вещественного мира. Таким образом, мир познаваем, хотя и весьма относительно. В своем наиболее развернутом виде учение о бытии, или онтология, уже в Новое время развивается немецким идеализмом, в частности Гегелем. У него бытие – это первый раздел его логики, т.е. наиболее абстрактное, предельное понятие. Гегель делает вывод, что истинная система замкнута, ее конец должен совпадать с началом, т.е. первичная абстрактность бытия должна наполняться конкретным содержанием. Категория бытия – это начало построения любой философской системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: