Цели и задачи менеджмента являются отправным моментом для определения объема и видов работ, которые достигаются посредством управленческих действий. Эти действия получили название управленческих функций.
Слово «функция» латинского происхождения и означает выполнение, деятельность, обязанность.
Функции менеджмента можно представить как конкретный вид управленческой деятельности, осуществляемый специальными приемами и методами, необходимыми для организации достижения поставленных целей.
Система функций — это совокупность взаимосвязанных во времени и пространстве видов деятельности осуществляемых субъектом управления при целенаправленном воздействии на объект управления.
В современной теории менеджмента выделяют два подхода к классификации функций менеджмента.
Первый подход. Выделение общих, универсальных функций управления. Они являются составными частями любого процесса управления и не зависят от специфики объема управления, его размера, форм собственности и т. д.
К этой группе функций могут быть отнесены следующие:
· планирование;
· организация;
· координация и регулирование;
· мотивация (стимулирование);
· контроль.
Второй подход к классификации функций менеджмента основывается на критерии особенности объекта управления. В этом случае выделяют 20—25 частных или конкретных внутрен них и внешних функций как управление основным производством, вспомогательным производством, обслуживающим производством, маркетингом, финансами, качеством, трудом, нововведениями, персоналом и т. д.