Рентабельность продукции и предприятий (производства). Факторы, влияющие на рентабельность. Самоокупаемость и самофинансирование предприятий

Рентабельность - это относительный показатель уровня доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

а) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

б) показатели рентабельности продаж;

в) показатели, определяющие доходность капитала и его частей.

Рентабельность продукции – это показатель эффективности производства, определяемый отношением общей (балансовой) прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных и нормируемых оборотных средств.

Рентабельность производства – это показатель эффективности производства, определяемый отношением общей (балансовой) прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных и нормируемых оборотных средств.

Факторы, влияющие на рентабельность:

Внепроизводственные факторы:

- снабженческо-сбытовую деятельность(своевременность и полнота выполнения поставщиками и покупателями обязательств перед предприятием, их удаленность от предприятия, стоимость транспортировки до места назначения)

-природоохранные мероприятия

-штрафы и санкции за несвоевременность или не точность выполнения каких-либо обязательств фирмы (штрафы в налоговые органы за несвоевременность расчетов с бюджетом)

-социальные условия труда и быта работников

-финансовая деятельность предприятия, т.е. управление собственным и заемным капиталом на предприятие, деятельность на рынке ценных бумаг, участие в других предприятиях и т.д.

Производственные факторы:

-средства труда

-предметы труда

-трудовые ресурсы

Названные факторы являются основными факторами роста прибыли и рентабельности предприятия, именно с повышением эффективности их использования связываются процессы интенсификации производства.

Влияние производственных факторов на результат деятельности можно оценить с двух позиций: как экстенсивное и как интенсивное.

Экстенсивные факторы связаны с изменением количественных параметров элементов процесса производства, к ним относятся:

-изменение объема и времени работы средств труда(покупка дополнительных станков, машин)

-изменение численности рабочих, фонда рабочего времени, непроизводительные затраты живого труда (простои).

Интенсивные-связаны с повышением качества использования производственных факторов, к ним относятся:

-повышение качественных характеристик и производительности оборудования, т.е. своевременная замена оборудования на более современное с большей производительностью;

-использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости материалов;

-повышение квалификации рабочих, снижение трудоемкости продукции, совершенствование организации труда

Внешние факторы:

- географическое положение предприятия (регион в котором оно располагается, удаленность предприятия от сырьевых источников, от районных, республиканских центров, природные условия и т.д)

- Конкуренция и спрос на продукцию предприятия (наличие на рынке платежеспособного спроса на продукцию фирмы, присутствие на рынке фирм - конкурентов, производящих аналогичный по потребительским свойствам товар.)

- Ситуация на смежных рынках (на финансовом, кредитном, рынке ценных бумаг, сырьевых ранках и т.д)., т.к. изменение доходности на одном ранке, влечет за собой снижение доходности на другом, например, повышение доходности государственных ценных бумаг ведет к сокращению инвестиций в реальный сектор экономики.

- Государственное вмешательства в экономику, которое проявляется в изменение законодательных основ деятельности рынка, изменение налогового бремени на предприятия, изменение ставок рефинансирования и т.д.

Источниками собственных средств являются:

- уставный капитал (средства от продажи акций и паевые взносы участников);

- резервы, накопленные предприятием;

- прочие взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, пожертвования, благотворительные взносы и др.).

К основным источникам привлеченных средств относятся:

- ссуды банков;

- заемные средства;

- средства от продажи облигаций и других ценных бумаг;

- кредиторская задолженность.

Самоокупаемость и самофинансирование предприятий.

Самофинансирование - это способ осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия, при котором не только текущие расходы, но и капиталовложения, а также расходы будущих периодов обеспечиваются из собственных источников.

Основные источники самофинансирования:

-прибыль;

-средства ремонтных фондов;

-внутренние финансовые резервы;

-паевые взносы;

-выпуск ценных бумаг и т.п.

Самофинансирование имеет ряд преимуществ:

- за счет дополнительно образованного из прибыли собственного капитала повышается финансовая устойчивость предприятия;

- формирование и использование собственных средств происходят стабильно в течение всего года;

- минимизируются расходы по внешнему финансированию (по обслуживанию долга кредиторам);

- упрощается процесс принятия управленческих решений по развитию предприятия за счет дополнительных инвестиций, так как источники покрытия затрат известны заранее.

Самофинансирование строится на основе самоокупаемости, которая означает, что расходы, обеспечивающие функционирование независимо от субъекта финансирования (государство, предприятие, коммерческий банк, частный инвестор), полностью покрываются его доходами, полученными от реализации товаров и услуг.
Отличительной чертой самоокупаемости является то, что она обеспечивает простое воспроизводство(возобновляющееся в неизменном объёме). При самофинансировании за счет собственных и привлеченных источников обеспечивается расширенное воспроизводство(возобновляющееся в возрастающем

объёме).

Резервы роста рентабельности:

- рост товарооборота

-снижение издержек обращения

-формирование коммерческого ассортимента с учетом рентабельностьности товаров;

-новая философия взаимоотношений с контрагентами;

-использование возможностей рисковой деятельности;

-инновационная политика;

-оптимальные масштабы предприятия;

-использование возможностей меняющейся конъюнктуры рынка;

-акционирование;

-выгодное размещение денежных ресурсов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: