Система показателей рентабельности и их анализ

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы организации в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Для оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации могут быть использованы различные показатели рентабельности, которые условно можно объединить также в три группы:

- показатели, характеризующие прибыльность продаж. Это отношение прибыли от продаж или чистой прибыли к выручке от продаж;

- показатели рентабельности производства или инвестиционных проектов (окупаемость расходов). Они показывают, сколько прибыли имеет предприятие с каждого рубля, затраченного на производство и продажу продукции. Аналогично определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая прибыль от проекта относится к сумме инвестиций в этот проект.

- показатели, характеризующие доходность капитала (активов) и их составляющих. Формируются на основе расчета уровня рентабельности, в зависимости от изменения размера капитала или имущества в целом и по видам.

В экономической литературе рекомендуется множество показателей, характеризующие прибыльность (рентабельность) деятельности предприятия. Некоторые из них и порядок их расчета можно представить в виде таблицы 5

Таблица 5 - Коэффициенты рентабельности

Показатели Формула расчета
   
1 КР. Рентабельность собственного капитала Чистая прибыль Средняя стоимость собственного капитала
2 КР. Рентабельность авансированного капитала Чистая прибыль Средняя стоимость активов
3 КР. Рентабельность текущих активов Чистая прибыль Средняя стоимость текущих активов
4 КР. Рентабельность внеоборотных активов Чистая прибыль Средняя стоимость внеоборотных активов
5 КР. Рентабельность производства Прибыль от продаж (чистая) Издержки
6 КР. Рентабельность продажи (по чистой прибыли) Чистая прибыль Товарооборот
7 КР. Рентабельность продажи (по прибыли от продаж) Прибыль от продаж Товарооборот (выручка)
8 КР. Рентабельность перманентного капитала Чистая прибыль Собственный капитал + Долгосрочные обязательства
9 КР. Рентабельность инвестированного капитала Чистая прибыль Долгосрочные обязательства + Краткосрочные займы и кредиты
10 КР. Рентабельность активов Прибыль до налогообложения Средняя стоимость активов

Рост в динамике всех без исключения показателей рентабельности оценивается положительно.

Для правильной оценки причин изменений коэффициентов рентабельности предприятия по сравнению с прошлым годом, целесообразно предварительно обобщить данные форм бухгалтерской и статистической отчетности, используемые в последующих расчетах.

Методология факторного анализа показателей рентабельности предусматривает разложение исходных формул по всем качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности. В экономической литературе рекомендуются различные факторные модели анализа тех или иных показателей рентабельности, начиная с простых двухфакторных и заканчивая многофакторными. С их помощью раскрывают причинно – следственные связи между финансовыми результатами и показателями финансового состояния предприятия.

В факторном анализе рентабельности используют следующие наиболее часто встречающиеся модели. Рассмотрим их на примере анализа рентабельности активов

1. Когда результативный (обобщающий) показатель представляет собой алгебраическую сумму или разность факторов, применяются аддитивные модели, например:

(19)

где Р – прибыль от продажи товаров, продукции, работ, услуг;

N – выручка;

Sпр – производственная себестоимость продаж;

КР – коммерческие расходы;

УР – управленческие расходы.

2. Мультипликативные модели применяются, когда обобщающий показатель – произведение нескольких результативных факторов:

(20)

где Ra – рентабельность активов;

Rn = P: N – рентабельность продаж;

ФОа = N: A – фондоотдача активов;

А – средняя стоимость активов организации за отчетный период.

3. Когда каждый результативный показатель, представляет собой двухфакторную модель типа Например, рентабельность активов

или, , (21)

где х = Р – прибыль от продажи товаров, продукции, работ, услуг;

у = А – средняя стоимость активов организации за отчетный период.

Таким образом, уровень рентабельности активов предприятия находится в прямой пропорциональной зависимости от изменения прибыли (х) и в обратно пропорциональной – от средней стоимости активов (у). Тогда формула расчета влияния факторов х и у на изменение рентабельности активов (Δ f) с использованием метода цепных подстановок будет иметь вид:

(22)

4. Различные комбинации вышеперечисленных моделей дают смешанные или комбинированные модели:

и т.д. (23)

В практике экономического анализа существует несколько способов моделирования многофакторных моделей: удлинение, формальное разложение, расширение, сокращение и расчленение одного или нескольких факторных показателей на составные элементы.

Например, методом расширения можно построить трехфакторную модель рентабельности активов организации:

или (24)

где – оборачиваемость собственного капитала организации;

СК/А – коэффициент независимости (автономии) или доля собственного капитала в общей стоимости формирования активов организации;

СК – средняя стоимость собственного капитала организации за отчетный период.

Для анализа общей рентабельности (рентабельности активов) можно использовать несколько моделей. В основе всех моделей лежит следующее соотношение:

R=, (25)

где R – рентабельность активов (капитала); Р – прибыль от продаж; К(А) – средняя за период стоимость всех активов; F – средняя за период стоимость внеоборотных активов; Е – средние остатки оборотных активов; U/N – зарплатоемкость продажи; M/N – материалоемкость продажи; A/N – амортизациеемкость продажи; F/N – фондоемкость продажи по внеоборотным активам; E/N – фондоемкость продажи по оборотным активам; E/N – себестоимость продаж на рубль выручки от продажи.

На ее основе строятся другие модели. Так, двухфакторная модель имеет следующий вид:

Ра = Рп / А = Рч / N * N / А = а * b (26)

где а – рентабельность продаж, единиц,

b – оборачиваемость активов, обороты.

Расчет влияния факторов на уровень рентабельности по данной модели можно определить по методу абсолютных разниц:

ΔУа = Δа * bо, (27)

ΔУb = а1 * Δb, (28)

где ΔУа – изменение величины результативного показателя за счет фактора а,

ΔУ – изменение величины результативного показателя за счет фактора b,

Δ- изменение фактора (показателя) за отчетный период,

0 и 1- значение фактора (показателя) в базисном и отчетном периодах.

Среди аналитиков широко используется модель зависимости абсолютной величины прибыли от величины имущества, скорости его оборачиваемости и эффективности основной деятельности:

Р N

Рч = × ×?, или Р = X × Y × Z (29)

N?

где Рч – прибыль чистая,

X - рентабельность продаж,

Y – оборачиваемость активов,

Z - средняя стоимость активов.

Влияние указанных выше факторов на изменение результативного показателя прибыли можно определить, используя метод абсолютных разниц. Тогда:

?Р (х) =?Х * Уо * Zо

?Р (у) = Х1 *?У * Zо

?Р (z) = Х1 * У1 *?Z

Полученные результаты могут свидетельствовать о наличии неиспользованных возможностей, которые предприятию следует выявить и учесть в будущем, обеспечивая таким путем дополнительное увеличение прибыли за счет роста рентабельности продаж, например, путем снижения текущих затрат, ускорения оборачиваемости активов, повышения эффективности использования всех ресурсов.

Вся деятельность организации должна быть направлена на увеличение суммы собственного капитала и повышение уровня его доходности. Рентабельность собственного капитала позволяет определить эффективность использования инвестированного собственниками капитала и сравнить с возможным получением прибыли от вложения этих средств в ценные бумаги.

Рентабельность собственного капитала (Rск) определяется по формуле:

Rск = Рч/СК, (30)

где Рч – чистая прибыль;

СК – собственный капитал.

Уровень и динамика данного показателя зависят от совокупности факторов, связанных с хозяйственной деятельностью организации. Для оценки влияния этих факторов используют разные методы факторного анализа.

К наиболее популярным методам, используемым в финансовом анализе, относится пирамидальная структура финансовых коэффициентов, позволяющая в рамках одной схемы или таблицы сжато, но вместе с тем наглядно показать сразу несколько аспектов деятельности организации, раскрытых финансовым анализом, и помогающая понять взаимосвязь между ликвидностью, финансовой структурой и рентабельностью организации. Один из способов системной передачи информации посредством относительных показателей -использование «диаграммы-Du Pont».

Данная диаграмма разработана и впервые использована международной химической компанией «Du Pont de Nemours», имеющей филиалы во многих странах мира. «Диаграмма-Du Pont» показывает, как коэффициенты прибыли от продаж, оборачиваемости активов и показатель отношения активов к собственному капиталу отражаются на прибыли на акционерный капитал.

В виду отсутствия в отчетности организаций ряда показателей, необходимых для расчета рентабельности собственного капитала по «модели Du Pont» рассмотрим более упрощенную модель (рисунок 3.7).

В отечественной практике анализа эта факторная модель носит название «формула Дюпона» и имеет вид:

Rck = PчN × NА × АСК = a × b × c, (31)

где Rck -рентабельность собственного капитала;

Pч - чистая прибыль;

N - выручка;

К - всего капитала (активов);

СК - собственный капитал.

Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: рентабельности продаж (Р/N), оборачиваемости совокупного капитала (активов) (N/К) и структуры капитала организации (К/СК). Значимость этих факторов объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности организации, ее статику и динамику, в частности бухгалтерскую отчетность: первый фактор обобщает данные формы №2 Отчет о прибылях и убытках, второй – актив баланса, третий – пассив баланса.

Эти факторы имеют, как правило, отраслевой характер. Так производительность капитала (оборачиваемость капитала) невелика в капиталоемких предприятиях. В то же время, им присущ относительно высокий показатель рентабельности продаж. Высокое значение коэффициента финансовой зависимости могут позволить себе организации, имеющие стабильное и прогнозируемое поступление денег на продукцию или имеющие значительные ликвидные активы (как в розничной торговле).

Рентабельность собственного капитала и рентабельность совокупного капитала связаны между собой. Это можно проследить по формуле (3.53):

Рск = Pч/СК = Pч/Рн * Рн/К * К/СК = Дч * Rк * Кфз = a * b * c (32)

где Rск – рентабельность собственного капитала;

Рн – прибыль до налогообложения;

К - совокупный капитал;

Дч – доля чистой прибыли в налогооблагаемой прибыли;

Rк – рентабельность совокупного капитала;

Кфз – коэффициент финансовой зависимости (мультипликатор капитала.

Показатель рентабельности продаж получил широкое применение в рыночной экономике. Он характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с одного рубля продаж. Рентабельность продаж определяется как отношение прибыли от продажи или чистой прибыли к сумме полученной выручки, т.е.:

Rр = Рп/N или Rр = Рч/N (33)

Рентабельность продаж также можно представить в виде следующей модели:

(34)

где Rp – рентабельность продаж;

N - выручка;

S - себестоимость продаж;

КР – коммерческие расходы;

УР – управленческие расходы.

Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют выручка от продаж, себестоимость проданной продукции, коммерческие расходы и управленческие расходы.

Поскольку многие организации не имеют управленческих расходов, то при проведении факторного анализа рентабельности продаж влияние данного фактора на результативный показатель не учитывается. Таким образом, формула примет следующий вид:

, (35)

Для расчета влияния факторов на результативный показатель используем формулы и метод цепной подстановки.

1. Влияние изменения выручки от продажи на рентабельность продаж:

* × 100%, (36)

2. Влияние изменения себестоимости продажи на рентабельность продаж:

× 100%, (37)

3. Влияние изменения коммерческих расходов на рентабельность продаж:

× 100%, (38)

4. Совокупное влияние факторов:

? Rp = ±? Rp (N) ±? Rp (S) ±? Rp (кр), (39)

Результаты факторного анализа рентабельности продаж можно обобщить в аналитической таблице 6

Таблица 6 - Факторный анализ рентабельность продаж организации за три года

Показатели Первый Второй Третий
Исходные данные, тыс.руб.
1. Выручка      
2. Себестоимость продаж      
3. Коммерческие расходы      
4. Прибыль (убыток) от продаж -617    
Расчетные данные, %
5. Рентабельность (убыточность) продаж -1,45 5,33 4,31
6. Изменение рентабельности продаж к переменной базе   +6,78 -1,02
Влияние факторов на изменение рентабельности продаж, %
7. Выручка от продаж - +15,04 +19,26
8. Себестоимость проданных товаров - -5,26 -13,83
9. Коммерческие расходы - -3,00 -6,45
10. Совокупное влияние факторов - +6,78 -1,02

Рентабельность продаж часто используется (является одним из факторов) при факторном анализе различных интегральных показателей эффективности деятельности предприятий. Рентабельность коммерческого предприятия характеризуется системой показателей, между которыми существует взаимосвязь и взаимозависимость. В свою очередь каждый из показателей рентабельности складывается под воздей­ствием тех или иных процессов, происходящих в деятельности предприятия. Поэтому целесообразно исследовать взаимосвязи и пропорции между основными экономическими показателями, характеризующими хозяйственно-финансовую деятельность организации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: