Таблица 13.2 Факторы, ведущие к изменению прибыли
Фактор | Пояснение |
Объем продаж | При высоком удельном весе постоянных расходов в себестоимости продукции рост объема реализации приведет к еще большему росту прибыли за счет снижения доли постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции |
Рост цен | В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора |
Снижение себестоимости | Снижение затрат без негативного влияния на качество выпускаемой продукции. Достигается за счет большей управляемости и контроля в области расходов |
Обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции | Прибыль в рыночной экономике — движущая сила обновления как производственных фондов, так и выпускаемой продукции. Характерно проявление этой силы в концепции жизненного цикла продукции |
В условиях замедления инфляционных процессов снижается роль ценового фактора для достижения роста прибыли. На очередь приходит метод снижения затрат.
В практике предпринимательской деятельности применяются разные способы снижения себестоимости. Безусловно, используются такие приемы, как экономия топливно-сырьевых ресурсов, материальных и трудовых затрат, снижение доли амортизационных отчислений в себестоимости, сокращение административных расходов и т.п. Однако следует иметь в виду, что уменьшение себестоимости имеет свой предел, после которого оно невозможно без снижения качества продукции. То же относится и к административным и коммерческим расходам, которые невозможно свести к нулю, поскольку без них организация, (предприятие) нормально функционировать не сможет и продукция реализовываться не будет.
Распределение заключается в том, что предприятие должно участвовать своей прибылью в формировании государственного бюджета, а оставшаяся ее часть должна быть распределена между собственником предприятия и собственником заемного капитала (и других финансовых ресурсов) в соответствии с заключенными договорами.
Распределение прибыли основывается на соблюдении трех принципов:
1)обеспечении материальной заинтересованности работников) в достижении наивысших результатов при наименьших затратах;
2) накоплении собственного капитала;
3) выполнении обязательств перед государственным бюджетом.
Типовым для всех предприятий является распределение балансовой прибыли на следующие цели: платежи в бюджет; формирование! фондов накопления, потребления и резервного фонда и др. (рис. 13.2),
В рыночной экономике значительная часть прибыли изымается! в форме налогов. В настоящее время в России, налог на прибыль (имеется в виду валовая налогооблагаемая прибыль) составляет 24%, которые государство направляет на пополнение доходов бюджета.
Распределение прибыли предопределяет процесс ее использования. Цель анализа распределения прибыли - установить, насколько рационально распределяется и используется прибыль с позиции самовозрастания капитала и самофинансирования торгового предприятия. При этом обязательно исследуются направления использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Российское законодательство предоставляет предприятиям независимо от организационно-правовой формы собственности право оперативно маневрировать поступающей в их распоряжение прибылью после уплаты налоговых платежей в бюджет.
Фонд накопления создается для финансирования производственного развития предприятия: капитальных вложений, модернизации оборудования, нового строительства, реконструкции, приобретения оборудования, для погашения долгосрочных ссуд и процентов по ним, пополнения собственных оборотных средств, погашения расходов и т.п. Фонд потребления является источником средств, зарезервированных хозяйствующим субъектом для осуществления мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива, и направляется, в частности, на следующие цели:
выплату единовременных вознаграждений по итогам работы за год; выплату пособий; оплату проезда; выдачу беспроцентных ссуд;
установление надбавок к пенсиям работающих пенсионеров; единовременные поощрения работников; установление трудовых и социальных льгот; выплату дивидендов, процентов по акциям и ценным бумагам. Резервный фонд может быть создан на случай прекращения деятельности предприятия для покрытия кредиторской задолженности. Он используется на выплату дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности для этих целей чистой прибыли.
По экономическому содержанию фонды — это чистая прибыль отчетного года либо прошлых лет, распределенная по фондам для ее целевого использования: на приобретение новой техники и оборудования, на мероприятия социальной направленности, материальное поощрение и прочие нужды.
Совет учредителей вправе направлять средства фондов на покрытие убытков, перераспределять средства фондов между ними, направлять часть средств на увеличение уставного капитала и финансирование других мероприятий.
Рентабельность — это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов.
В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия.
Рентабельность продукции можно рассчитать по всей реализованной продукции и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Рентабельность всей реализованной продукции рассчитывается: как отношение прибыли от реализации товарной продукции к выручке от реализации продукции; как отношение балансовой прибыли к выручке от реализации продукции; как отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции. Показатели рентабельности всей реализованной продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции.
Во втором случае определяется рентабельность отдельных видов продукции. Она зависит от цены, по которой продукция реализуется потребителю, и себестоимости по данному ее виду.
Рентабельность производственных фондов рассчитывается как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств. Этот показатель можно рассчитать и по чистой прибыли.
Рентабельность вложений в предприятие активов определяется по стоимости имущества, имеющегося в его распоряжении, При расчете используются показатели балансовой и чистой прибыли. Стоимость имущества определяется по бухгалтерскому балансу. Кроме прибыли при расчете рентабельности вложений можно использовать выручку от реализации продукции. Этот показатель характеризует уровень продаж на 1 руб. вложений в имущество предприятия.
Рентабельность собственных средств предприятия определяется отношением чистой прибыли к его собственным средствам, определяемым по балансу. Целесообразно рассчитать и отдачу долгосрочных финансовых вложений. Рентабельность долгосрочных финансовых вложений рассчитывается как отношение суммы доходов от ценных бумаг и Долевого участия в других предприятиях к общему объему долгосрочных финансовых вложений. Полученный результат интересно сравнить с рентабельностью производственных фондов. В ряде случаев он может быть выше, чем рентабельность производственных фондов.
Показатели рентабельности (доходности) характеризуют конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, реализации продукции, доходе и рентабельности.
Рентабельность является результатом производственного процесса, она формируется под влиянием факторов, связанных с повышением эффективности использования оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных изделий. Общую рентабельность предприятия необходимо рассматривать как функцию следующих факторов: структуры и фондоотдачи основных производственных фондов, оборачиваемости нормируемых оборотных средств, рентабельности реализованной продукции.
Существуют две основные методики анализа общей рентабельности:
1)по факторам эффективности;
2) в зависимости от размера прибыли и величины производственных факторов.
Конечным финансовым результатом производственно - финансовой деятельности предприятия может быть как балансовая (общая) прибыль, так и убыток (такое предприятие перейдет в категорию убыточных). Общая прибыль (убыток) состоит из прибыли (убытка) от реализации продукции, работ и услуг и внереализационных прибылей и убытков.
Следовательно, в круг задач анализа рентабельности входит:
• оценка динамики показателя рентабельности с начала года;
• определение степени выполнения плана;
• выявление и оценка факторов, влияющих на эти показатели, и их отклонения от плана;
• выявление и изучение причин потерь и убытков, вызванных бесхозяйственностью, ошибками в руководстве и другими упущениями в производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
• поиск резервов возможного увеличения прибыли или дохода-предприятия.
Представление об уровне рентабельности в различных отраслях; экономики России можно получить из данных, приведенных в табл. 13.4.
Таблица 13.4|
Рентабельность продукции (работ, услуг) и активов организаций по основным видам экономической деятельности1
Окончание
Вид деятельности | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г | ||||||||||
РП | РА | РП | РА | РП | РА 8,4 20,6 | ||||||||
Всего по экономике | 10,2 | 5,9 | 13,2 | 8,5 | 14,6 | ||||||||
Добыча полезных ископаемых | 19,2 | 7,6 | 32,5 | 13,8 | 38,0 | ||||||||
Обрабатывающие производства | 12,4 | 7,3 | 14,9 | 10,5 | 15,8 | 11, 7 6,3 | |||||||
Производство пищевых продуктов, включая напитки и табак | 8,2 | 6,4 | 7,5 | 5,1 | 8,7 | ||||||||
Вид деятельности | 2003г. | 2004 г. | 2005 г. | ||||||||||
РП | РА | РП | РА | РП | РА | ||||||||
Текстильное и швейное | 1,4 | -1,6 | 2,4 | -0,6 | 2,4 | 0,4 | |||||||
производство | |||||||||||||
Металлургическое производство | 23,7 | 15,9 | 32,2 | 23,8 | 26,7 | 20,3 | |||||||
и производство готовых металли- | |||||||||||||
ческих изделий | |||||||||||||
Производство машин и оборудования | 5,8 | 1,5 | 7,5 | 4,9 | 8,5 | 6,2 | |||||||
Строительство | 5,7 | 4,2 | 4,2 | 2,5 | 4,8 | 3,2 | |||||||
Транспорт и связь | 15,3 | , 6,0 | 13,4 | 5,7 | 13,8 | 4,6 | |||||||
Примечание: РП — рентабельность продукции (работ, услуг);
РА — рентабельность активов.
Как видно из таблицы, рентабельность за последние годы несколько увеличилась, однако она сильно отличается по отраслям. Наибольшая рентабельность продукции — в отраслях добычи полезных ископаемых и в металлургическом производстве.
Низкая рентабельность работ — в строительстве и особенно в текстильном и швейном производстве.