Виды и показатели рентабельности. Методика расчета уровня рентабельности

Таблица 13.2 Факторы, ведущие к изменению прибыли

Фактор Пояснение
Объем продаж При высоком удельном весе постоянных расходов в себе­стоимости продукции рост объема реализации приведет к еще большему росту прибыли за счет снижения доли постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции
Рост цен В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечи­вался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкурен­ции ограничили возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора
Снижение себе­стоимости Снижение затрат без негативного влияния на качество выпускаемой продукции. Достигается за счет большей управляемости и контроля в области расходов
Обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции Прибыль в рыночной экономике — движущая сила обновле­ния как производственных фондов, так и выпускаемой продукции. Характерно проявление этой силы в концепции жизненного цикла продукции

В условиях замедления инфляционных процессов снижается роль ценового фактора для достижения роста прибыли. На очередь прихо­дит метод снижения затрат.

В практике предпринимательской деятельности применяются разные способы снижения себестоимости. Безусловно, используются такие приемы, как экономия топливно-сырьевых ресурсов, материальных и трудовых затрат, снижение доли амортизационных отчислений в себестоимости, сокращение административных расходов и т.п. Одна­ко следует иметь в виду, что уменьшение себестоимости имеет свой предел, после которого оно невозможно без снижения качества продук­ции. То же относится и к административным и коммерческим расходам, которые невозможно свести к нулю, поскольку без них организация, (предприятие) нормально функционировать не сможет и продукция реализовываться не будет.

Распределение заключается в том, что предприятие должно участ­вовать своей прибылью в формировании государственного бюджета, а оставшаяся ее часть должна быть распределена между собственни­ком предприятия и собственником заемного капитала (и других фи­нансовых ресурсов) в соответствии с заключенными договорами.

Распределение прибыли основывается на соблюдении трех принципов:

1)обеспечении материальной заинтересованности работников) в достижении наивысших результатов при наименьших затратах;

2) накоплении собственного капитала;

3) выполнении обязательств перед государственным бюджетом.

Типовым для всех предприятий является распределение балансовой прибыли на следующие цели: платежи в бюджет; формирование! фондов накопления, потребления и резервного фонда и др. (рис. 13.2),

В рыночной экономике значительная часть прибыли изымается! в форме налогов. В настоящее время в России, налог на прибыль (имеется в виду валовая налогооблагаемая прибыль) составляет 24%, которые государство направляет на пополнение доходов бюджета.

Распределение прибыли предопределяет процесс ее использова­ния. Цель анализа распределения прибыли - установить, насколько рационально распределяется и используется прибыль с позиции само­возрастания капитала и самофинансирования торгового предприятия. При этом обязательно исследуются направления использования при­были, остающейся в распоряжении предприятия.

Российское законодательство предоставляет предприятиям не­зависимо от организационно-правовой формы собственности право оперативно маневрировать поступающей в их распоряжение прибылью после уплаты налоговых платежей в бюджет.

Фонд накопления создается для финансирования производствен­ного развития предприятия: капитальных вложений, модернизации оборудования, нового строительства, реконструкции, приобретения оборудования, для погашения долгосрочных ссуд и процентов по ним, пополнения собственных оборотных средств, погашения расходов и т.п. Фонд потребления является источником средств, зарезервирован­ных хозяйствующим субъектом для осуществления мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива, и на­правляется, в частности, на следующие цели:

выплату единовременных вознаграждений по итогам работы за год; выплату пособий; оплату проезда; выдачу беспроцентных ссуд;

установление надбавок к пенсиям работающих пенсионеров; единовременные поощрения работников; установление трудовых и социальных льгот; выплату дивидендов, процентов по акциям и ценным бумагам. Резервный фонд может быть создан на случай прекращения дея­тельности предприятия для покрытия кредиторской задолженности. Он используется на выплату дивидендов по привилегированным акци­ям в случае недостаточности для этих целей чистой прибыли.

По экономическому содержанию фонды — это чистая прибыль отчетного года либо прошлых лет, распределенная по фондам для ее целевого использования: на приобретение новой техники и оборудо­вания, на мероприятия социальной направленности, материальное поощрение и прочие нужды.

Совет учредителей вправе направлять средства фондов на покрытие убытков, перераспределять средства фондов между ними, направлять часть средств на увеличение уставного капитала и финансирование других мероприятий.

Рентабельность — это относительный показатель эффективно­сти производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов.

В основе построения коэффициентов рентабельности лежит от­ношение прибыли (чаще всего в расчет включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к акти­вам предприятия.

Рентабельность продукции можно рассчитать по всей реализован­ной продукции и по отдельным ее видам. В первом случае она опреде­ляется как отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Рентабельность всей реализован­ной продукции рассчитывается: как отношение прибыли от реализа­ции товарной продукции к выручке от реализации продукции; как отношение балансовой прибыли к выручке от реализации продукции; как отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции. Показатели рентабельности всей реализованной продукции дают пред­ставление об эффективности текущих затрат предприятия и доходно­сти реализуемой продукции.

Во втором случае определяется рентабельность отдельных видов продукции. Она зависит от цены, по которой продукция реализуется потребителю, и себестоимости по данному ее виду.

Рентабельность производственных фондов рассчитывается как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств. Этот показатель можно рассчитать и по чистой прибыли.

Рентабельность вложений в предприятие активов определяется по стоимости имущества, имеющегося в его распоряжении, При рас­чете используются показатели балансовой и чистой прибыли. Стои­мость имущества определяется по бухгалтерскому балансу. Кроме при­были при расчете рентабельности вложений можно использовать выручку от реализации продукции. Этот показатель характеризует уровень продаж на 1 руб. вложений в имущество предприятия.

Рентабельность собственных средств предприятия определяет­ся отношением чистой прибыли к его собственным средствам, определя­емым по балансу. Целесообразно рассчитать и отдачу долгосрочных финансовых вложений. Рентабельность долгосрочных финансовых вложений рассчитывается как отношение суммы доходов от ценных бумаг и Долевого участия в других предприятиях к общему объему долгосрочных финансовых вложений. Полученный результат интересно сравнить с рентабельностью производственных фондов. В ряде случаев он может быть выше, чем рентабельность производственных фондов.

Показатели рентабельности (доходности) характеризуют конеч­ный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и от­четности о прибылях и убытках, реализации продукции, доходе и рен­табельности.

Рентабельность является результатом производственного процес­са, она формируется под влиянием факторов, связанных с повышени­ем эффективности использования оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных из­делий. Общую рентабельность предприятия необходимо рассматри­вать как функцию следующих факторов: структуры и фондоотдачи основных производственных фондов, оборачиваемости нормируемых оборотных средств, рентабельности реализованной продукции.

Существуют две основные методики анализа общей рентабель­ности:

1)по факторам эффективности;

2) в зависимости от размера прибыли и величины производствен­ных факторов.

Конечным финансовым результатом производственно - финансовой деятельности предприятия может быть как балансовая (общая) прибыль, так и убыток (такое предприятие перейдет в категорию убы­точных). Общая прибыль (убыток) состоит из прибыли (убытка) от реализации продукции, работ и услуг и внереализационных прибы­лей и убытков.

Следовательно, в круг задач анализа рентабельности входит:

• оценка динамики показателя рентабельности с начала года;

• определение степени выполнения плана;

• выявление и оценка факторов, влияющих на эти показатели, и их отклонения от плана;

• выявление и изучение причин потерь и убытков, вызванных бесхозяйственностью, ошибками в руководстве и другими упущени­ями в производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

• поиск резервов возможного увеличения прибыли или дохода-предприятия.

Представление об уровне рентабельности в различных отраслях; экономики России можно получить из данных, приведенных в табл. 13.4.

Таблица 13.4|

Рентабельность продукции (работ, услуг) и активов организаций по основным видам экономической деятельности1

Окончание

Вид деятельности 2003 г. 2004 г. 2005 г
РП РА РП РА РП РА 8,4 20,6
Всего по экономике 10,2 5,9 13,2 8,5 14,6
Добыча полезных ископаемых 19,2 7,6 32,5 13,8 38,0
Обрабатывающие производства 12,4 7,3 14,9 10,5 15,8 11, 7 6,3
Производство пищевых продуктов, включая напитки и табак 8,2 6,4 7,5 5,1 8,7
Вид деятельности 2003г. 2004 г. 2005 г.  
РП РА РП РА РП РА  
Текстильное и швейное 1,4 -1,6 2,4 -0,6 2,4 0,4  
производство              
Металлургическое производство 23,7 15,9 32,2 23,8 26,7 20,3  
и производство готовых металли-              
ческих изделий              
Производство машин и оборудования 5,8 1,5 7,5 4,9 8,5 6,2  
Строительство 5,7 4,2 4,2 2,5 4,8 3,2  
Транспорт и связь 15,3 , 6,0 13,4 5,7 13,8 4,6  
                           

Примечание: РП — рентабельность продукции (работ, услуг);

РА — рентабельность активов.

Как видно из таблицы, рентабельность за последние годы несколь­ко увеличилась, однако она сильно отличается по отраслям. Наиболь­шая рентабельность продукции — в отраслях добычи полезных иско­паемых и в металлургическом производстве.

Низкая рентабельность работ — в строительстве и особенно в тек­стильном и швейном производстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: