Взгляд в будущее

Основной задачей данной работы было выделить и представить первичные — базовые — принципы, или за­коны поведения, как они представлены на нынешнем этапе развития наук о поведении; к настоящему вре­мени их выделено шестнадцать. Если эти принципы, или постулаты, достоверны, из них возможно будет вывести логическую иерархию вторичных принципов, которые будут существовать параллельно объективно наблюдае­мым феноменам поведения высших организмов; такая иерархия будет представлять собой систематическую теорию всех социальных наук.

С прогрессом поведенческих наук некоторые прин­ципы, выдвинутые как первичные, будут признаны лож­ными и отменены; некоторые перестанут считаться пер­вичными, поскольку выяснится, что они выводимы из других первичных принципов, и они будут отнесены ко вторичным; некоторые будут признаны неправильными и потребуют изменений; наконец, должны быть добав­лены новые постулаты. Первичные принципы, представ­ленные ранее, сформулированы с учетом подобных из­менений. Во многих случаях жесткая формулировка принципов вызвала сомнения в их валидности. Надеемся, однако, что четкие формулировки, даже будучи впоследствии признаны неверными, позволят легче и быстрее прийти к правильным формулировкам, чем это сделают расплывчатые утверждения, которые труд­нее уличить в ошибочности. Основной задачей науки яв­ляется быстрое и экономичное выявление ее основных законов. С точки зрения умудренного опытом ученого, не стыдно выдвинуть неверное предположение, ошибочность которого может быть легко доказана; научное от­крытие есть отчасти процесс проб и ошибок, и этот про­цесс не может идти без ошибочных, как и без успешных попыток. С другой стороны, использование методологии с помощью которой невозможно найти однажды сделан­ную ошибку, умышленное вуалирование возможной ошиб­ки красивыми словами, философским туманом и антро­поморфические предубеждения - все это замедляет процесс проб и ошибок и тормозит научный прогресс.

Остается надеяться, что с годами появятся теорети­ческие трактаты по различным аспектам наук о поведе­нии. Первый из них должен, естественно, представить общую теорию индивидуального поведения. Тщательная разработка различных аспектов этих проблем приведет к созданию серий теоретических работ, касающихся различных специальных сторон поведения млекопитаю­щих, особенно человеческого поведения. Сюда войдут труды, посвященные теории навыков и их приобретения, коммуникативному символизму речи (семантике), ис­пользованию символов в индивидуальном решении задач (включая мышление,), экономическим, моральным, эсте­тическим ценностям, семейному поведению, индиви­дуальной адаптивной эффективности (интеллекту), формальным образовательным процессам, психогенным расстройствам, социальному контролю и преступности, ха­рактеру и личности, культуре и аккультурации, обычаям, законам, юриспруденции, политике и управлению, и многим другим специальным областям.

И как кульминация, в конце концов, появится рабо­та, состоящая в основном из математики и математиче­ской Логики. Там будет приведен перечень понятий и знаков, чьи эквиваленты доступны прямому наблюде­нию; в силу того что понятия прямо связаны дифферен­циальным подкреплением с эквивалентами, они будут обладать минимумом двусмысленности. Отсюда с по­мощью уникального метода символической логики будут синтезированы критические понятия всей системы, а корректные первичные понятия для валидной систематизации не менее важны, чем первичные принципы; та­ким' образом, будет выделен полный набор недвусмыс­ленных терминов. Из этих терминов, или знаков, будут сформулированы точные математические выражения для тех постулатов, или первичных молярных принци­пов, которые останутся в результате прогресса науки, и для тех, которые будет необходимо ввести; отсюда с по­мощью математических методов будут выведены теоре­мы, параллельные всем эмпирическим ответвлениям так называемых социальных наук. Отсюда же будет выве­ден ряд теорем, касающихся еще не познанных ситуа­ций; они будут иметь практическое применение и, воз­можно, повлекут социальные открытия.

Как можно судить из истории, социальным наукам потребуется долгое время, чтобы достигнуть описанного здесь статуса. Тем не менее, есть надежда, что после­дующее столетие явит беспрецедентное развитие в этой области.

Задача систематического развития наук о поведении трудна, на пути к ее решению стоят многие коренные перемены. Исследователь поведения должен не просто разбираться в математике — он должен научиться ду­мать в понятиях уравнений и высшей математики. Про­гресс будет заключаться в выведении сотен уравнений, экспериментальном обосновании эмпирических констант, содержащихся в этих уравнениях, в выделении практи­чески значимых единиц, в которых можно выразить со­ставляющие уравнений; в объективном определении сотен символов, появляющихся в уравнениях, в выведении одной за другой тысяч теорем и следствий из пер­вичных определений и уравнений, в проведении тысяч количественных экспериментов и полевых наблюдений, подкрепленных воображением, проницательностью, сме­лостью проверить одновременно валидность теорем, пер­вичных принципов и понятий, из которых последние вы­ведены; в беспощадном отказе и пересмотре ранее при­влекательных принципов и понятий, частично или полностью дискредитированных в процессе эмпирической проверки.

На схеме представлены основные символические конструкты (в круж­ках), используемые в настоящей теории поведения, а также симво­лы, обозначающие объективно наблюдаемые условия и события. S — физическая энергия стимула в научении; R — реакция орга­низма; s — нейронный результат стимула; S — нейронное взаимо­действие двух или нескольких стимульных компонентов; г — эф­ферентный импульс, вызывающий реакцию; G — появление подкреп­ления; SHR — сила навыка; S — возбуждающий стимул в том же стимульном континууме, что и S; 3**К -- генерализованная сила навыка; Cd - - объективно наблюдаемый феномен, обусловливаю­щий драйв; D — физиологическая сила драйва; SER — потенциал реакции; W — работа, необходимая для осуществления реакции;. ik — реактивное торможение; S'R — условное торможение; S£"# — эффективный потенциал реакции; SLR — порог реакции; Р — ве­роятность взрыва реакции; S*R — латентное время; п — количе­ство подкрепленных реакций, необходимых для экспериментального угасания; А — амплитуда реакции


Скиннер (Skinner) Берхаус Фредерик (род. в 1904г.) современный американский психолог, развил концепцию радикального бихевиоризма, центром которой является учение об оперантном поведении. В связи с распространением результатов исследования по­ведения на социальные проб­лемы получила также название социального бихевиоризма. Окончил Гамильтон-колледж в 1926г. Получил степень док­тора философии в Гарвардс­ком университете (1931). С 1948г. — профессор Гар­вардского университета, член национальной Академии наук. Начал свои работы по объек­тивному исследованию поведе­ния животных в 1930г. Воз­никновение понятий «оперантное обусловливание» и «оперантная концепция» относит­ся к 1932—1934 гг. Ее теоре­тическое оформление составля­ет содержание книги «Поведе­ние организмов» (1938). Даль­нейшее развитие концепции связано с ее распространением на поведение человека («Нау­ка и человеческое поведение», 1953; «Вербальное поведение», 1957). Хотя вербальное поведение Скиннер называет спе­цифически человеческим, от­личающимся от физических действий животных и имею­щим свои специфические свой­ства, делается вывод о том, что методы, примененные в экспериментальных исследова­ниях на животных, «...могут быть распространены и на че­ловека, не подвергаясь при этом существенным модифика­циям» (Verbal bechavior. N. Y., 1957, p. 3). Развиваемые в указанных исследованиях взгляды на природу процесса научения были распространены затем с лабораторных условий на обучение людей и воплоти­лись в концепцию программи­рованного обучения («Наука об учении и искусство обуче­ния», 1954; «Технология обу­чения», 1968). Начиная с 50-х гг., осуществляется выход методов оперантного бихевио­ризма в терапевтическую прак­тику — так называемая тера­пия действия, или терапия по­ведения.

Продолжая намеченную уже в исследованиях 30-х гг. стра­тегию на применение резуль­татов исследований к решению практических задач (обуче­ние — одна из возможных об­ластей такого применения), Скиннер разрабатывает идею управления поведением и соз­дает технологию поведения, целью которой является раз­решение социальных проблем общества путем модификации поведения человека средства­ми внешнего контроля («По ту сторону свободы и достоинст­ва», 1971). Технология поведе­ния выступает логическим — и трагическим — завершением натурализации человека в би­хевиоризме.

В 70-е гг. выходят труды, об­общающие прежние идеи: «О бихевиоризме», 1974; «Ав­тобиография» в 2-х т., 1976; «Размышления о бихевиориз­ме и обществе», 1978. Широ­ко влияние идей Скиннера за рубежом. Однако этот успех свидетельствует не о научных достоинствах концепции, кото­рая подвергается сокрушитель­ной критике, как в советской, так и в зарубежной психоло­гии и оценивается как «доволь­но скромное распространение закона эффекта Торндайка» (Цит. по: Талызина Н.Ф. Управление процессом усвое­ния знаний. М., 975, с.265)..Влияние Скиннера объясняет­ся социальной ролью идеоло­гических и политических реко­мендаций по манипулированию поведением, которые - хорошо служат защите современного буржуазного общества. Соч.: The Behavior of Orga­nisms. N.Y., 1938; Science and Human Behavior. N.Y., 1953; The verbal Behavior. N.Y., 1957; Beyond Freedom and Dignity. N.Y., 1972; About Behaviorism. N.Y., 1974. Лит.: Артыков Д. Р. Неко­торые вопросы исторического анализа генезиса психологиче­ской концепции. — Вопросы психологии, 1979, № 5, с. 55— 61; Артыков Д. Р., Пископпель А. А. Философия радикального бихевиоризма'— завершающий этап развития концепции Б. Ф. Скиннера. - Веста. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1981, № 4; Талызин а Н. Ф. Управление про­цессом усвоения знаний. М., 3975, с. 258—272; Ро­щин С. К- Западная психоло­гия как инструмент идеологии и политики. М., 1980, с. 143— 175; Фам Мин Хак. Судь­бы бихевиоризма: социальный бихевиоризм Скиннера. Вопросы психологии, 1977, № 2, с. 73—82; Шварц­ман К. А. Современная бур­жуазная этика: иллюзии' и реальность. М., 1983, с. 100— 121; и др.

В сборник включена глава V — «Оперантное поведе­ние» — из книги «Наука и че­ловеческое поведение» (Scien­ce and Human Behavior), в которой излагаются основные понятия концепции оперантного поведения Скиннера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: