Методы проблемного обучения

В концепции учебного предмета «Ино­странный язык» выделена комму­никативная цель, которая выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении иностранным языком, а также на образование, воспитание и развитие личности обучаемого. Таким образом, по мере достижения ком­муникативной цели обучения осуществля­ется и психическое, и личностное раз­витие учащихся. Однако эффективность этого процесса значительно повысится, если удастся привести в действие все пока еще слабо используемые резервы методического характера, одним из которых является проблемное обучение.

В самом общем виде сущность проблемного обучения состоит в том, что студентам предлагаются задачи проблемного характе­ра, способы выполнения которых им неиз­вестны. Обучающийся должен найти такой спо­соб, опираясь на те знания и умения, которыми он овладел ранее. Следовательно, задача, поставленная извне или принятая студентом самостоя­тельно, содержит противоречие, преодоление которого дает ему новое зна­ние. Сама ситуация проблемной задачи связана с преодолением определенных трудностей, мобилизацией познавательной ак­тивности и психических процессов, активизацией творчества. Это обеспечивает не только овладение новыми знаниями и способами их получения, но и психиче­ское развитие студентов, в особенности их творческих способностей.

«Клеточкой» проблемного обучения, еди­ницей содержания этого понятия является проблемная задача. Следовательно, со­держание проблемного обучения может быть представлено системой проблемных задач.

В психологической и методической ли­тературе вопросы проблемного обучения разработаны главным образом для тех предметов, изучение которых предусматривает в первую очередь усвое­ние теоретических сведений по основным наукам. Место же проблемного обучения в процессе преподавания Иностранного языка, усвоение которого связано с фор­мированием практических навыков, до сего времени недостаточно освещено.

Можно выделить три основных вида проблемных задач:

а) Экстралингвистические задачи, к ко­торым относятся различные учебные задачи, связанные с усвоением и переработкой различного предметного содержания тек­стов на иностранном языке.

Целью подобных заданий является стимулирование познавательной активно­сти, которая селективно направлена на получение определенной информации.

Также, проблемный характер содержат в себе все задачи на
стимулирование высказываний в определенной ситуации общения, когда учащийся должен комбинировать, объединять языковой материал, который он усвоил в процессе работы над соответст­вующими темами устной речи или текстами учебника. Этот тип заданий достаточно широко известен и довольно широко ис­пользуется в практике обучения.

б) Вербальные задачи лингводидактических тестов.

Проблемный характер имеют лингводидактические тестовые задания, относящиеся к так называемым дискретным тестам и содержащие проблему, то есть трудность, связанную с имеющимися различиями в тестируемом лингвистическом явлении в иностранном и родном языках.

Проблемный характер носят и так называемые клоуз-тесты (тесты восстановления), то есть деформированные тексты, в которых пропущены отдельные слова. Пропуск слов в таких текстах осуществляется в определенном порядке. Задача испытуемых — восстановить текст:
вместо пропусков вставить опущенные слова. Для правильного восстановления пропущенных элементов испытуемый должен осуществить ряд действий: обработать смысловую информацию предшествующей и
последующей частей текста; проанализировать грамматическую схему этого микротекста; грамматически упорядочить элементы и включить их в наличную грамматическую схему данного отрезка текста. В результате этих действий, включающих ряд операций, решается возникшая перед испытуемым ситуативная задача проблемного характера.

в) Собственно лингвистические задачи, целью которых является не овладе­ние речевой деятельностью, а усвоение языковых форм и их значений. Ввиду многообразия перечисленных типов проблемных задач рассмотрим возможности проблемного подхода только применительно к лексическому аспекту:

- Определение значения неизвестного слова (по контексту, по морфемным отрезкам и т.д.).

- Определение дифференцирующих признаков синонимов (drugs, remedies, т.п.)

- Воспроизведение лексических еди­ниц в затрудненных условиях (выве­дение значений определенных аффиксов, ис­пользование этимологизации для раскрытия значения слова)

(по Г.В.Ейгер, И.А.Рапопорт)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: