В концепции учебного предмета «Иностранный язык» выделена коммуникативная цель, которая выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении иностранным языком, а также на образование, воспитание и развитие личности обучаемого. Таким образом, по мере достижения коммуникативной цели обучения осуществляется и психическое, и личностное развитие учащихся. Однако эффективность этого процесса значительно повысится, если удастся привести в действие все пока еще слабо используемые резервы методического характера, одним из которых является проблемное обучение.
В самом общем виде сущность проблемного обучения состоит в том, что студентам предлагаются задачи проблемного характера, способы выполнения которых им неизвестны. Обучающийся должен найти такой способ, опираясь на те знания и умения, которыми он овладел ранее. Следовательно, задача, поставленная извне или принятая студентом самостоятельно, содержит противоречие, преодоление которого дает ему новое знание. Сама ситуация проблемной задачи связана с преодолением определенных трудностей, мобилизацией познавательной активности и психических процессов, активизацией творчества. Это обеспечивает не только овладение новыми знаниями и способами их получения, но и психическое развитие студентов, в особенности их творческих способностей.
«Клеточкой» проблемного обучения, единицей содержания этого понятия является проблемная задача. Следовательно, содержание проблемного обучения может быть представлено системой проблемных задач.
В психологической и методической литературе вопросы проблемного обучения разработаны главным образом для тех предметов, изучение которых предусматривает в первую очередь усвоение теоретических сведений по основным наукам. Место же проблемного обучения в процессе преподавания Иностранного языка, усвоение которого связано с формированием практических навыков, до сего времени недостаточно освещено.
Можно выделить три основных вида проблемных задач:
а) Экстралингвистические задачи, к которым относятся различные учебные задачи, связанные с усвоением и переработкой различного предметного содержания текстов на иностранном языке.
Целью подобных заданий является стимулирование познавательной активности, которая селективно направлена на получение определенной информации.
Также, проблемный характер содержат в себе все задачи на
стимулирование высказываний в определенной ситуации общения, когда учащийся должен комбинировать, объединять языковой материал, который он усвоил в процессе работы над соответствующими темами устной речи или текстами учебника. Этот тип заданий достаточно широко известен и довольно широко используется в практике обучения.
б) Вербальные задачи лингводидактических тестов.
Проблемный характер имеют лингводидактические тестовые задания, относящиеся к так называемым дискретным тестам и содержащие проблему, то есть трудность, связанную с имеющимися различиями в тестируемом лингвистическом явлении в иностранном и родном языках.
Проблемный характер носят и так называемые клоуз-тесты (тесты восстановления), то есть деформированные тексты, в которых пропущены отдельные слова. Пропуск слов в таких текстах осуществляется в определенном порядке. Задача испытуемых — восстановить текст:
вместо пропусков вставить опущенные слова. Для правильного восстановления пропущенных элементов испытуемый должен осуществить ряд действий: обработать смысловую информацию предшествующей и
последующей частей текста; проанализировать грамматическую схему этого микротекста; грамматически упорядочить элементы и включить их в наличную грамматическую схему данного отрезка текста. В результате этих действий, включающих ряд операций, решается возникшая перед испытуемым ситуативная задача проблемного характера.
в) Собственно лингвистические задачи, целью которых является не овладение речевой деятельностью, а усвоение языковых форм и их значений. Ввиду многообразия перечисленных типов проблемных задач рассмотрим возможности проблемного подхода только применительно к лексическому аспекту:
- Определение значения неизвестного слова (по контексту, по морфемным отрезкам и т.д.).
- Определение дифференцирующих признаков синонимов (drugs, remedies, т.п.)
- Воспроизведение лексических единиц в затрудненных условиях (выведение значений определенных аффиксов, использование этимологизации для раскрытия значения слова)
(по Г.В.Ейгер, И.А.Рапопорт)