Методы контекстного обучения (МКО) – деловые, ролевые игры и кейсы следует рассматривать как комплексный прием, моделирующий типовые ситуации профессиональной деятельности группового типа.
При использовании МКО вырабатывается стереотип адекватного вербального реагирования на события профессиональной действительности, т.е. формируется некоторый уровень профессиональной готовности. Типовыми ситуациями профессиональной сферы общения могут быть: визит пациента к врачу, посещение аптеки, посещение пациента на дому (прототипы ролевых игр), консилиум, консультации врача общего профиля со специалистом узкого профиля (прототипы деловых игр), конкретный практический случай заболевания (прототип кейса) и т.п.
Рассматривая МКО как разновидность группового общения, можно выделить следующие характерные их особенности:
1) общий объект речемыслительной деятельности для всех участников контакта;
2) целенаправленность речевых актов, ориентированных на достижение общего результата;
|
|
3) диалогичность контакта, т. е. последовательная и процедурно-регламентированная смена ролей говорящего и слушающего.
Использование любого сложного методического приема, вовлекающего в работу обучаемых, а тем более всю группу, предполагает владение преподавателем определенной управленческой техникой, сущность которой можно представить несколькими этапами:
I этап (исходные организационно-методические действия). В сущности, он отражает подготовительную работу преподавателя — организатора игры и включает такие важные компоненты, как: а) цели; б) описание базовой ситуации; в) вспомогательные речевые материалы; г) аксессуары и д) лексико-грамматические средства.
Описание базовой ситуации — сюжет игры, предполагаемые действия её участников. Четкое определение дидактических целей, а также описание базовой ситуации помогают привлечь дополнительные материалы и аксессуары - разного рода документы, мед. инструментарий.
Лексико-грамматический материал (структуры, слова, выражения, фразеологизмы, предложения-клише) составляет языковую базу речевой деятельности, которая «провоцируется» в ходе ролевой или деловой игры.
II этап (подготовительная стадия игры) включает разъяснение сценария, ролей и выполнение соответствующего комплекса упражнений. Обучающимся следует объяснить, что принятые ими роли должны быть не только коммуникативными (говорящий — слушающий), но и оправданными с точки зрения социальной и профессиональной. Играющие должны действовать в духе тех отношений, которые имеют место в производственной ситуации, отраженной в данной ее модели, т. е. в конкретной игре.
|
|
Двухкомпонентный комплекс упражнений (подготовительно-тренировочных и коммуникативно-речевых) направлен на развитие более или менее прочных навыков оперирования конкретным, инвентарем языковых единиц (структур, речевых образцов, слов).
III этап (развитие игры). Реализация игры является коллективным порождением полилогического текста с большими монологическими вставками. Звучащий текст создается участниками игры в форме неподготовленной и подготовленной речи. Правилами и содержанием игры предусматривается пользование письменными текстами (историей болезни, рецептом врача, выписным эпикризом и т.д.). В одних случаях обучающиеся заранее знакомятся с материалами и используют их содержание в устной речи, в других случаях они могут просто зачитывать ту или иную информацию, что следует рассматривать как норму; не исключено и ведение записей. Таким образом, взаимодействие видов речевой деятельности в процессе проведения игры носит интегративный, естественно-коммуникативный характер.
IV этап (обсуждение результатов). Разбор игры, ее анализ выносятся за скобки игровой деятельности обучаемых. Особую активность в разборе игры проявляет так называемая инициативная группа анализа (3—4 человека). Эта группа в самой игре не участвует, но в конце ее она должна дать развернутую коллективную рецензию на ход и результаты игры.
(по В.Л.Скалкину, Л.Б.Котляровой)
Кейс-метод как методика контекстного обучения может быть реализован лишь в ситуациях, имеющих сложную, комплексную структуру. Основой кейса могут служить текст, ситуация, аудио или видео фрагмент, содержащие проблему, требующую решения. Различают кейсы:
- с развернутым содержанием (уже имеющие всю необходимую информацию для проведения комплексной оценки) и
- незавершённые кейсы (для рассмотрения которых необходимо будет найти уточняющую или справочную информацию).
В первом случае, источником кейса может стать ситуация, в которой чётко прослеживается многосторонняя, многоуровневая структура. Например, ситуация, в которой человек оказывается инфицированным из-за контакта с человеком, у которого заболевание не было должным образом диагностировано. В данном случае, кейс будет рассматриваться как анализ профессиональных (медицинских), этических, психологических, социальных и финансовых аспектов данной ситуации. Исходный текст должен содержать необходимую информацию по каждому из этих аспектов.
Во втором случае (незавершённый кейс), студентам будет предложена лишь часть информации – например, описаны только профессиональный (медицинский) и финансовый (стоимость диагностики, лечения, реабилитации) аспекты данной ситуации. Всю остальную информацию - об этических, психологических и социальных аспектах кейса- студенты могут почерпнуть либо из личного опыта, либо из других источников информации – I-net, справочная литература, журналы, специалисты, обладающие опытом в решении данных проблем и т.п.
В обоих вариантах работы с кейсами студенты не только учатся анализировать проблемы, искать адекватные способы их решения, но и познают сложную, многогранную структуру своей будущей профессиональной деятельности.