Методы контекстного обучения

Методы контекстного обучения (МКО) – деловые, ролевые игры и кейсы сле­дует рассматривать как комплексный прием, моделирующий типовые ситуации профессиональной деятельности группового ти­па.

При использовании МКО вырабаты­вается стереотип адекватного вербального реагирования на события профессиональной действи­тельности, т.е. формируется некоторый уровень профессиональной готовности. Типовыми ситуациями профессиональной сферы общения могут быть: визит пациента к врачу, посещение аптеки, посещение пациента на дому (прототипы ролевых игр), консилиум, консультации врача общего профиля со специалистом узкого профиля (прототи­пы деловых игр), конкретный практический случай заболевания (прототип кейса) и т.п.

Рассматривая МКО как разновидность группового общения, можно выделить сле­дующие характерные их особенности:

1) об­щий объект речемыслительной деятельности для всех участников контакта;

2) целенап­равленность речевых актов, ориентирован­ных на достижение общего результата;

3) диалогичность контакта, т. е. последо­вательная и процедурно-регламентирован­ная смена ролей говорящего и слушающего.

Использование любого сложного методи­ческого приема, вовлекающего в работу обучаемых, а тем более всю группу, предполагает владение преподавателем оп­ределенной управленческой техникой, сущ­ность которой можно представить несколькими этапами:

I этап (исходные организационно-мето­дические действия). В сущности, он отражает подготовительную работу преподавателя — организатора игры и включает такие важ­ные компоненты, как: а) цели; б) описание базовой ситуации; в) вспомогательные ре­чевые материалы; г) аксессуары и д) лексико-грамматические средства.

Описание базовой ситуации — сюжет игры, предполагаемые действия её участников. Четкое определение дидактических целей, а также описание базовой ситуации помо­гают привлечь дополнительные материалы и аксессуары - разного рода документы, мед. инструментарий.

Лексико-грамматический материал (струк­туры, слова, выражения, фразеологизмы, предложения-клише) составляет языковую базу речевой деятельности, которая «провоцируется» в ходе ролевой или деловой игры.

II этап (подготовительная стадия игры) включает разъяснение сценария, ролей и выполнение соответствующего комплекса упражнений. Обучающимся следует объяснить, что принятые ими роли должны быть не только коммуникативными (гово­рящий — слушающий), но и оправданными с точки зрения социальной и профессиональ­ной. Играющие должны действовать в духе тех отношений, ко­торые имеют место в производственной ситуации, отраженной в данной ее модели, т. е. в конкретной игре.

Двухкомпонентный комплекс упражнений (подготовительно-тренировочных и комму­никативно-речевых) направлен на развитие более или менее прочных навыков опери­рования конкретным, инвентарем языковых единиц (структур, речевых образцов, слов).

III этап (развитие игры). Реализация игры является коллек­тивным порождением полилогического тек­ста с большими монологическими вставками. Звучащий текст создается участниками игры в форме неподготовленной и подготовленной речи. Правилами и содержанием игры пре­дусматривается пользование письменными текстами (историей болезни, рецептом врача, выписным эпикризом и т.д.). В одних случаях обучающиеся заранее знакомятся с материалами и используют их содержание в устной речи, в других случаях они могут просто зачитывать ту или иную информацию, что следует рассматривать как норму; не исключено и ведение записей. Таким образом, взаимодействие видов ре­чевой деятельности в процессе проведения игры носит интегративный, естественно-коммуникативный характер.

IV этап (обсуждение результатов). Разбор игры, ее анализ выносятся за скобки игровой деятельности обучаемых. Особую активность в разборе игры прояв­ляет так называемая инициативная груп­па анализа (3—4 человека). Эта группа в самой игре не участвует, но в конце ее она должна дать развернутую коллективную рецензию на ход и результаты игры.

(по В.Л.Скалкину, Л.Б.Котляровой)

Кейс-метод как методика контекстного обучения может быть реализован лишь в ситуациях, имеющих сложную, комплексную структуру. Основой кейса могут служить текст, ситуация, аудио или видео фрагмент, содержащие проблему, требующую решения. Различают кейсы:

- с развернутым содержанием (уже имеющие всю необходимую информацию для проведения комплексной оценки) и

- незавершённые кейсы (для рассмотрения которых необходимо будет найти уточняющую или справочную информацию).

В первом случае, источником кейса может стать ситуация, в которой чётко прослеживается многосторонняя, многоуровневая структура. Например, ситуация, в которой человек оказывается инфицированным из-за контакта с человеком, у которого заболевание не было должным образом диагностировано. В данном случае, кейс будет рассматриваться как анализ профессиональных (медицинских), этических, психологических, социальных и финансовых аспектов данной ситуации. Исходный текст должен содержать необходимую информацию по каждому из этих аспектов.

Во втором случае (незавершённый кейс), студентам будет предложена лишь часть информации – например, описаны только профессиональный (медицинский) и финансовый (стоимость диагностики, лечения, реабилитации) аспекты данной ситуации. Всю остальную информацию - об этических, психологических и социальных аспектах кейса- студенты могут почерпнуть либо из личного опыта, либо из других источников информации – I-net, справочная литература, журналы, специалисты, обладающие опытом в решении данных проблем и т.п.

В обоих вариантах работы с кейсами студенты не только учатся анализировать проблемы, искать адекватные способы их решения, но и познают сложную, многогранную структуру своей будущей профессиональной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: