а) перепроизводство товара X;
б) избыточное предложение товара X;
в) дефицит товара У;
г) перепроизводство товара У.
Тема 5. Эластичность спроса и предложения
План:
5.1. Эластичность спроса
5.2. Эластичность предложения
5.3. Практическое значение теории эластичности
5.1. Эластичность спроса
Эластичность – это мера реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой величины.
Различают эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу, а также перекрестную эластичность по цене 2-х товаров.
Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса на товар при изменении цены этого товара на 1 %.
Показатель ценовой эластичности является отрицательной величиной, но для оценки эластичности спроса по цене знак «минус» не учитывается.
На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:
- наличие товаров конкурентов или товаров заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);
|
|
- значимость товара для потребителя (товары первой необходимости менее эластичны);
- ограниченность доступа (чем более ограничен доступ потребителя к товару, тем менее эластичен спрос (дефицит));
- степень насыщения потребителя (чем более насыщена потребность в товаре, тем менее эластичен спрос);
- фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание – тем выше эластичность);
- удельный вес расходов на данный товар в доходе потребителя: чем выше эта доля в доходе потребителя, тем выше будет эластичность спроса на данный товар.