Введение. Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих курс "Этики делового общения"

М.М. Слинкин, профессор

Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих курс "Этики делового общения". Оно может быть так же использовано при изучении дисциплины "Дипломатический этикет и протокол", нормы и положения которого легли в основу современного делового этикета, рассмотренного в третьей главе пособия. С учетом специфики ряда факультетов ТЭИ, в первую очередь востоковедения и европейских языков и литератур, пособие дополнено главой "Национальные особенности делового общения".

Содержание:

1.Введение

Этика в экономике

Тема 1. Этические факторы в экономике

1.1.Рынок и этика

1.2.Бизнес и нравственность

1.3.Этические ценности в производственной деятельности

1.4.Этика в коммерции

Тема 2. Этика управления

2.1.Управленческая этика

2.2.Конфликты, их предупреждение и разрешение

Деловая этика

Тема 3. Деловое общение

3.1.Общие положения

3.2.Влияние личностных качеств на общение

3.3.Диалоговое общение

3.4.Групповые формы делового общения

3.5.Общение по телефону

Тема 4. Деловые беседы и переговоры

4.1.Общие положения

4.2.Этика и психология деловых бесед и переговоров

4.3.Деловой завтрак, обед, ужин

4.4.Особенности общения через переводчика

4.5.Визитные карточки

Деловой этикет

Тема 5. Этикет в деловом общении

5.1.Общие положения

5.2.Представления, знакомства, приветствия

5.3.Деловой костюм

Тема 6. Этикет на официальных мероприятиях

6.1.Виды приемов

6.2.Выбор вида приема, составление списка приглашенных и рассылка приглашений. Ответ на приглашение

6.3.Прибытие на прием, встреча гостей, рассадка за столом

6.4.Тосты и беседы за столом

6.5.Уход с приема и проводы гостей

Тема 7. Деловая переписка

7.1.Требования к деловой переписке

7.2.Форма делового письма

7.3.Составные части делового письма

Национальные особенности делового общения

Тема 8. Особенности характера и отличия в поведении народов Запада и Востока

8.1.Черты характера и особенности поведения народов Европы

8.2.Система моральных установок и иерархия ценностей народов Востока

8.3.Деловой этикет в некоторых странах Азии

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Введение

Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывали особый интерес и внимание со стороны философов, психологов, социологов, а также специалистов-практиков, стремившихся обобщить свой опыт делового общения в той или иной сфере, соотнести его с выработанными человечеством нормами нравственности и сформулировать основные принципы и правила поведения человека в деловой (служебной) обстановке. В последнее время для характеристики всего комплекса вопросов, связанных с поведением людей в деловой обстановке, а также в качестве названия теоретического курса, посвященного их изучению, используется составной термин "этика делового общения".
Выбор этого названия не случаен. Оно достаточно полно отражает и конкретизирует предметную специфику курса. Остановимся на его первой составляющей - этике. Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль. В этике можно выделить два рода проблем: вопросы о том, как должен поступать человек, и собственно теоретические вопросы о происхождении и сущности морали. Исходя из первого рода проблем, становится очевидной практическая направленность этики, ее проникаемость во все сферы бытия, за что она и получила название "практической философии". Практическое значение этики проявляется в первую очередь в сфере человеческого общения, важной составляющей которого является общение людей в процессе совместной деятельности.
Отсюда следует дальнейшее уточнение предмета курса, а именно его соотнесенность только с такой формой человеческого взаимодействия, как деловое общение.
Совместная деятельность людей не может быть нейтральной по отношению к нравственности. Исторически мораль, а не право, была первой формой регуляции отношений между людьми. Особое значение эта форма регуляции деловых отношений приобретает в демократическом обществе, в котором отсутствует жесткий контроль государства за хозяйственной и иной деятельностью людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: