РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТИКИ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 5
Глава 1 ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЭТИКИ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ........ 5
1.1. Сущность этики деловых отношений....................................................... 5
1.2 Основные принципы этики деловых отношений........................................ 8
1.3. Закономерности межличностных отношений........................................ 14
1.4. Этические проблемы деловых отношений............................................... 18
Контрольные вопросы к главе 1................................................................... 25
Практические задания к главе 1................................................................... 26
Глава 2 ЭТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ..................................... 35
2.1. Этика и социальная ответственность организаций............................. 35
2.2 Этические нормы в деятельности организаций...................................... 40
2.3. Повышение этического уровня организации............................................ 44
Контрольные вопросы к главе 2................................................................... 46
Практическое задание к главе 2.................................................................... 47
Глава 3 ЭТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ................................... 50
|
|
3.1. Этические нормы организации и этика руководителя.......................... 50
3.2. Управление этическими нормами межличностных отношений в коллективе 53
3.3. Нормы этичного поведения руководителя.............................................. 58
3.4. Этика взаимоотношений с «трудным» руководителем........................ 62
3.5. Этика решения спорных вопросов, конфликтных ситуаций.................. 65
Контрольные вопросы к главе 3................................................................... 71
Практические задания к главе 3................................................................... 72
РАЗДЕЛ II. ОБЩЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭТИКИ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ................................................................................................................................ 88
Глава 4 ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ИМ................................... 88
4.1. Общение как социально-психологическая категория.............................. 88
4.2 Коммуникативная культура в деловом общении...................................... 92
4.3 Виды делового общения............................................................................. 95
Контрольные вопросы к главе 4................................................................. 105
Практические задания к главе 4................................................................. 105
Глава 5 ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ................................................................ 114
5.1. Основы деловой риторики.................................................................... 114
5.2. Культура речи в деловом общении......................................................... 117
5.3. Этика использования средств выразительности деловой речи........... 119
5.4. Культура дискуссии................................................................................ 123
5.5 Особенности речевого поведения............................................................ 127
Контрольные вопросы к главе 5................................................................. 130
Практические задания к главе 5................................................................. 131
|
|
Глава 6 НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ........................................................... 134
6.1. Основы невербального общения............................................................ 134
6.2. Кинесические особенности невербального общения.............................. 138
6.3. Визуальный контакт.............................................................................. 143
6.4. Проксемические особенности невербального общения......................... 148
Контрольные вопросы к главе 6................................................................. 152
Практическое задание к главе 6.................................................................. 153
Глава 7 ДИСТАНЦИОННОЕ ОБЩЕНИЕ...................................................... 156
7.1. Этические нормы телефонного разговора............................................ 156
7.2. Культура делового письма..................................................................... 159
Контрольные вопросы к главе 7................................................................. 163
Практические задания к главе 7................................................................. 163
Глава 8 МАНИПУЛЯЦИИ В ОБЩЕНИИ...................................................... 169
8.1. Характеристика манипуляций в общении............................................. 169
8.2. Правила нейтрализации манипуляций................................................... 173
8.3 Приемы, стимулирующие общение и создание доверительных отношений 178
Контрольные вопросы к главе 8................................................................. 181
Практические задания к главе 8................................................................. 181
РАЗДЕЛ III. ПРАВИЛА И ЭТИКЕТ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.............. 185
Глава 9 ПРАВИЛА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ............................................ 185
9.1. Правила подготовки публичного выступления...................................... 185
9.2. Правила подготовки и проведения деловой беседы.............................. 188
9.3. Правила проведения собеседования....................................................... 193
9.4. Правила подготовки и проведения служебных совещаний................... 196
9.5. Правила проведения переговоров с деловыми партнерами.................. 199
9.6. Правила конструктивной критики....................................................... 208
Контрольные вопросы к главе 9................................................................. 212
Практические задания к главе 9................................................................. 213
Глава 10 ЭТИКЕТ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА................................................. 218
10.1 Этикет и имидж делового человека..................................................... 218
10.3. Этикет приветствий и представлений.............................................. 225
10.4. Внешний облик делового человека........................................................ 228
10.5. Особенности внешнего облика деловой женщины.............................. 232
Контрольные вопросы к главе 10............................................................... 236
Практическое задание к главе 10................................................................ 236
Глава 11 ЭТИКЕТ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.............................................. 238
11.1. Поведение в общественных местах...................................................... 238
11.2. Этикет деловых приемов..................................................................... 243
11.3. Особенности делового общения с иностранными партнерами......... 252
11.4. Искусство комплимента....................................................................... 257
11.5. Правила вручения подарков.................................................................. 261
Контрольные вопросы к главе 11............................................................... 263
Практическое задание к главе 11................................................................ 264
Приложения................................................................................................... 267
Приложение 1.............................................................................................. 267
Приложение 2.............................................................................................. 279
Приложение 3.............................................................................................. 285
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................ 291
[1] Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру. М., 2000. С. 51.
[2] Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру. С. 50.
[3] Шихирев П. Н. Введение в российскую деловую культуру. С. 189.
[4] Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. М., 2000. С. 182 — 195.
[5] Петрунин Ю.Ю., Борисов В. Г. Этика бизнеса. С. 120 — 137.
[6] * Крегер О, Тьюсон Дж. М. Типы людей и бизнес: Как 16 типов личности определяют ваши успехи на работе. М., 1995; Спивак В.А. Корпоративная культура. СПб.,2001. С. 204—205.
|
|
[7] Психологические аспекты подбора и проверки персонала / Сост. Н.А. -Литвинцева. М., 1997. С. 238 — 248; Психологические тесты для деловых людей. М., 1996. С. 200 — 207,
[8] Российская газета. 1995. 4 окт.
[9] Пример этического кодекса организации приведен в Приложении 1.
[10] Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинга в управлении персоналом:
Учебник для студентов вузов. М., 2001. С. 124 — 126.
[11] сс — совершенно согласен; с — согласен; нс — нс согласен; cнс — совершенно не согласен.
[12] Казанцев А.К., Подлесных В.И., Серова Л. С. Практический менеджмент: В деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах: Учеб. пособие. М.. 1999. С. 345—349.
[13] Умнов В.И. Я и работа: Тесты. М., 2001. С. 40 — 48.
[14] * Умнов В.И. Я и работа: Тесты. С. 18 — 23.
[15] Психологические аспекты подбора и проверки персонала / Сост. Н.А. Литвинцева. С. 395 — 397.
[16] Психологические аспекты подбора и проверки персонала / Сост. Н.А. Литвинцева. С. 397—398.
[17] Пугачев В.П. Тест, деловые игры, тренинги в управлении персоналом:
Учебник для студентов вузов. С. 248 — 252.
[18] Психологические тесты для деловых людей. С. 114 — 115.
[19] Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинга в управлении персоналом:
Учебник для студентов вузов. С. 239 — 242.
[20] Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. М., 2000. С. 135—138.
[21] Секреты умелого руководителя / Сост. И.В.Липсиц. М., 1991.С. 79—81. 139
[22] Психологические аспекты подбора и проверки персонала / Сост. Н.А. Литвинцева. С. 295 — 296.
[23] Психологические аспекты подбора и проверки персонала / Сост. Н.А. Лит-винцева.С.291—294.
[24] Наиболее ранней серьезной работой, посвященной проблеме исследования невербальных средств общения, является труд Ч. Дарвина «Выражение эмоций у людей и животных», опубликованный в 1878 г. Это издание определило современные исследования языка телодвижений, а многие идеи Дарвина и его наблюдения признаны сегодня учеными всего мира. В конце 70-х гг. прошлого столетия серьезным исследованием этой проблемы занялся А. Пиз, автор книги «Язык телодвижений» (Н.Новгород, 1994) и методики обучения основам коммуникации в учебном центре Pease Training Corporation, Австралия.
|
|
[25] Либунская В.А. Невербальное поведение. Ростов н/Д., 1986.
[26] Блум Ф., Лейзерсоп А., ХофстедерЛ. Мозг, разум и поведение. М., 1988. Гл. VI.
[27] Егоршин А.П. Управление персоналом. Н. Новгород, 1999. С. 527.
[28] Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. М., 1998. С. 466—467.
[29] Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. С. 454—455.
[30] В данной главе использованы следующие публикации: Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. М., 2000; Доценко Е. А. Психология манипуляции: феномен, механизм и защита. М., 1999; Кузнецов М.Н.: Как позволить другим делать по-вашему. М., 1999.
[31] Мастенбрук В. Переговоры. Калуга: 1993, с.32.
[32] * Мастенбрук В. Переговоры. Калуга: 1993,с.34.
[33] Фомин Ю.А. Психология делового общения. 2-е изд., перераб. и доп. Минск, 2000. С. 57 — 60.
[34] Психологические аспекты подбора и проверки персонала / Сост. Н.А. Литвинцева. С. 305 — 306.
[35] Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или Переговоры без поражения. М., 1992.
[36] Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой: Искусство менеджера. 2-е изд., доп. Минск, 1997. С. 26—28.
[37] Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. С. 342—343.
[38] Власова Н.И. И проснешься боссом... М., 1994. С. 184— 185.
[39] Умнов В.И. Я и работа: Тесты. С. 40 — 48.
[40] Например, в США функционируют около 400 консультационных фирм по имиджу, в Японии на обучение этикету тратится ежегодно около 700 млн долл. Имиджмейкеры учат хорошим манерам, умению одеваться, проведению деловых бесед и переговоров, психологии деловых отношений.
[41] * Ягер Джен. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса. М., 1994. С. 38—39.
[42] Соловьев Э.Я. Современный этикет и деловой протокол. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2000. С. 32—34.
[43] Так, для молодых людей небезразлично, насколько они раскрепощены, имеют ли собственное мнение, в престижном ли учебном заведении учатся, независимы ли от родителей, насколько сексуально привлекательны, имеют ли жизненный опыт; для взрослых людей значимы социальный статус, успешность деятельности, наличие результатов профессионального труда, здоровье, имидж и многое другое, что может и должно стать предметом искреннего восхищения; в пожилом возрасте ценностные ориентации во многом объективно меняются, например, для бабушки или дедушки бывают очень важны: успех их детей, признание окружающими накопленного опыта, желание передать этот опыт своим последователям и др. Для мужчины особо значимы его умственные способности, финансовое положение, успешность карьеры, социальный статус, целеустремленность, решительность и ряд других качеств, которые в идеале должны составлять имидж преуспевающего мужчины. Для женщины значимы внешний вид, красота лица и фигуры, женственность, образование, финансовое положение (собственное или мужа), карьера (для бизнес-леди), внутреннее обаяние и еще очень многое, на что следует умело обращать внимание, когда объектом комплиментов является женщина.
[44] Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. М., 2000. С. 89—90.
[45] Умнов В.И. Я и работа: Тесты. С, 11—18.
[46] Источник: Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. С. 109 — 119.