Тема 1.5. Этика в русской философии ХIХ – начала ХХ веков

Этическая мысль в России вышла из европейской этической традиции и составляла едва ли главную часть всей русской философии. Русскую философию характеризовало приоритетное значение этической проблематики.

Этическое мышление XIX века было обусловлено общественной полемикой западников и славянофилов, с одном контексте, и революционных демократов с православными идеалистами, в другом. При этом были своеобразно актуализированы и решены многие специфически этические проблемы: нравственной свободы и смысла жизни, обоснования морали и обоснования добра. В области методологических стратегий были представлены как рационализм, так и иррационализм, как материализм, так и теоцентризм.

Этика В.С. Соловьева

Предметом главного сочинения – «Оправдание добра» – стала взаимосвязь добра со смыслом жизни, которая проявляется в жизни человека, ибо смысл жизни человека может быть найден только через добро, а добро может быть оправдано только смыслом жизни. Книга состоит из трех частей: 1) добро в человеческой природе; 2) «добро от Бога», 3) добро в человеческой истории. Данная последовательность ступеней добра характеризует процесс перехода от 1) несовершенства человека к 2) совершенству в Боге и к 3) совершенствованию как смысложизненной задаче человека.

В первой части «Добро в человеческой природе» В.С. Соловьев рассматривает «первичные данные нравственности», к которым он относит стыд, жалость и благоговение как три сферы нравственного отношения к тому, что ниже человека, что равно ему и что выше него.

Во второй части В.С. Соловьев пытается обнаружить «безусловное начало нравственности». Таковое совершенство добра выступает в трех видах: 1) безусловно сущее, вечно действительное совершенство – в Боге; 2) потенциальное совершенство – в человеческом сознании и воле; 3) действительное становление и осуществление совершенства во всемирно-историческом процессе.

В третьей части В.С. Соловьев интерпретирует исторический процесс с его переходом от родовой стадии к государственной, а затем – к вселенской, как процесс реализации добра. Человеческое сообщество, по мнению Соловьева, должно становиться «организованною нравственностью», формами которой выступают семья, церковь и государство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: