Этика Гегеля

Этика Гегеля выступает составной частью его философской системы абсолютного идеализма.

На стадии абстрактного права человек обладает свободой, которая выражается во владении внешним: в собственности, в договоре, в преступлении. Моральная свобода же свобода не связана с внешними вещами, в ней воля сама полагает свои цели, намерения и проявляется в поступках.

Специфичным для учения Гегеля является четкое различение морали и нравственности, на основе чего он критиковал этику Канта, ограниченную анализом исключительно морали. Мораль, по Гегелю, это сфера субъективной воли, полагающей свои убеждения, мотивы и намерения. Это свободная в себе и для себя воля, самосознание добра, свобода самополагания и принятия ответственности за то, что воля избрала. Мораль – это внутренняя убежденность личности.

Нравственность же – это сфера практической свободы, это реально существующие законы и учреждения. Семья, гражданское общество и государство являются институтами нравственности (в отличие от морали, которая имеет личностный, неинституциональный характер). Различие морали и нравственности фиксирует различие социальной этики от этики личной убежденности. Нравственность выступает как определенность личности в отношении общества и форма организации самого общества. На уровне нравственности личность существует не только для себя, но и в своей всеобщности. Нравственность – это учение о возможности индивидуальной свободы в социально организованном мире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: