Зал древнерусского и народного искусства

В зале, убранство которого напоминает и древний бревенчатый храм, и боярские хоромы, и крестьянский дом, представлены произведения древнерусского и народного искусства из собрания И.С. Глазунова, многие из которых он спасал в советское время. Иконы находил в заброшенных деревнях и храмах, реставрировал их - возвращал к жизни. Экспозиция зала позволяет судить об Илье Сергеевиче как о замечательном собирателе. Вспоминаются слова самого художника: «Я – не коллекционер, искусство – это моя жизнь».

Главный центр зала составляют иконы, с XV до начала XX века. Самые древние из них датируются XV-XVI столетиями – временем расцвета русской иконописи: «Спас Оплечный» (Московская школа, XV в.), «Святой Николай Чудотворец» (Московская школа, середина XVI в.). Оба образа выполнены на высоком художественном уровне, характерны для русской иконописи данного периода. Важно, что в экспозиции представлены образцы разных стилевых направлений, созданные в различных регионах. Также XVI веком датируются иконы деисусного чина, происходящие с Русского Севера: «Архангел Михаил», «Архангел Гавриил», «Апостол Петр». Образ «Архангел Михаил с предстоящими» (Кострома, XVII в.) выражает идею предстания святых о нуждах государства и людей перед Господом, но также идею единения русского государства, как и собор святых, означает их единение. Пример редкой иконографии XVII века - «Усекновение главы Иоанна Предтечи» (Среднее Поволжье, конец XVII в.).

Один из самых распространенных, чтимых на Руси образов – святой Николай Чудотворец. В старину почти в каждом русском храме можно было видеть икону, ему посвященную. В данной экспозиции представлены иконы: «Святитель Николай в житии» (Русский Север, XVI в.) и «Св. Николай Чудотворец» (рубеж XVII – XVIII вв.) Примером сложной техники может служить оклад иконы «Богоматерь Смоленская» (Поволжье, рубеж XVII – XVIII вв.), исполненный в технике «единой нити основы» с помощью стекляруса. Эта техника отчасти близка вышивке и кружевоплетению, когда стеклярус, а иногда бисер, жемчуг нанизывают на проволоку, укладывают ее ровными рядами на фоне иконы и закрепляют нитями.

Высокохудожественными образцами так называемого позднего времени (XVIII – начала ХХ века), отчасти сохраняющими традиции допетровской Руси, следует назвать иконы «Архидиакон Стефан» (Русский Север, рубеж XVII – XVIII вв.), «Воскресение Христово и Сошествие во ад» (Стефан Соколов, 1738 г.), «Огненное восхождение Святого Преподобного Илии Пророка» (Ростовские земли, XIX в.). Напротив, о явном влиянии светского искусства в поздней иконописи позволяют судить образы: «Праотец Мельхиседек» - некогда боковая дверь иконостаса (начало XVIII в.), «Рождество Христово» (XIX в.). «Святая царица Елена» (С.-Петербург, начало ХХ в.) – икона, исполненная под влиянием стиля модерн.

Значимы представленные в экспозиции меднолитые и эмалевые иконы, остающиеся и в наши дни недостаточно изученными. Меднолитые иконы, кресты, складни получили распространение на Руси со второй половины XVII века – времени реформ патриарха Никона и начала гонений на старообрядцев. Постепенно медное литье стало характерно для крестьянской, простонародной среды в целом. Центрами его производства являлись Москва, Гуслицы, Поморье.

К малоизученной странице русского искусства относится деревянная скульптура. Ныне собрания очень немногих российских музеев имеют такие памятники, которые можно видеть в экспозиции галереи Ильи Глазунова: «Честная глава Иоанна Предтечи» (XVIII в.), «Святой Николай Чудотворец» (начало XIX в.), «Христос в темнице» или «Спас в терновом венце», или «Спас в полунощи» (XIX в.), и многие другие.

Обращают на себя внимание предметы мебели неорусского стиля. Поражает гарнитур, созданный по проекту В.М. Васнецова, декорированный чеканными накладками сказочных мотивов, мебель из мастерских Талашкина и Абрамцева, а также гарнитур, сделанный по проекту И.Я. Билибина, в росписи которого несложно узнать его иллюстрации к сказке А.С. Пушкина о царе Салтане. И формы данного гарнитура, и характер росписи, стилизованы под старину. Как писал сам Иван Яковлевич Билибин, образцами для иллюстраций послужило крестьянское искусство, которое он изучал, живя в деревнях Русского Севера, средней полосы России. Размещенные по периметру зала резные доски-причелины (от старославянского чело – лоб) являют характерные образцы народных орнаментов. Еще сто лет назад их можно было видеть во многих деревнях, сегодня причелин остается все меньше, они – признанные музейные экспонаты.

Итак, в собрании И.С. Глазунова представлены характерные образцы древнерусского и народного искусства, крупицы былой красоты Руси, которые не должны быть забыты. Коллекция составлена им в советские годы, когда иконы сжигали, забивали ими окна храмов, когда разрубали топорами скульптуру, выбрасывали редчайшие предметы мебели. Илья Сергеевич в своем искусстве продолжает древние традиции, что доказывают его знаменитые исторические картины, исполненные в технике коллажа, созданные им образы Спасителя, Богоматери, Святой Руси.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: