Зал № 11

Образ Христа – «любимый и желанный русской душой», как писал о нем философ И.А. Ильин. Во времена Древней Руси, в XIX веке и ныне религиозное искусство – стержень национального творчества, традиции которого продолжает И.С. Глазунов. Его картины – лик Отечества, взыскующего Господа. Образ святой Руси создан в пейзаже «Горица» (Горицкий монастырь, основанный на Вологодчине в 1544 году и сохранившийся до наших дней), где художник выражает свое понимание Севера - исконной русской земли. Со стародавних времен и доныне в северном крае остаются древнейшие заветы в вере, искусстве, быте. Сколько гармонии и спокойствия заключено в пейзаже «Воспоминания о детстве» - это светлый образ родной земли, от которого неотделим образ Спасителя и его учение.

Обращаясь к сюжетам Ветхого и Нового Завета, Илья Глазунов создает не иллюстрации, но запечатлевает свои раздумья о вечных темах: вере и предательстве, жертвенности и лицемерии, страдании и искуплении. Об этом говорят его картины: «Поцелуй Иуды», «Христос в Гефсиманском саду», «Искушение», «Каин и Авель». Трактовка лика Спасителя продолжает и традиции иконописи, и классической живописи, а также художник опирается на малоизученное историческое свидетельство - Туринскую плащаницу, на которой был запечатлен прижизненный лик Спасителя.

Картины «Легенда о Великом Инквизиторе» и «Голгофа» отражают образы последнего романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», но, несомненно, намного превосходят значимость обычных иллюстраций. «Легенда о Великом Инквизиторе» - провозглашение победы Христа. Его лик, центр композиции, будто изнутри озарен торжеством веры – выделен светом во мраке. Личину инквизитора, звериную маску, не в силах озарить полностью даже свеча, а на дальнем плане показан еще один источник света – разгорается костер, вершится казнь. Там мог быть сожжен и Спаситель. Контрасты светотени исключительно важны в этом произведении, поскольку раскрывают атмосферу духовного борения, выражают идею. Христос победил, и на Руси побеждает его учение – христианство.

Ныне Россия должна вновь обрести свою веру, о чем повествует картина «Возвращение». Художник продолжает тему «Возвращения блудного сына». Обезглавлен святой мученик, как и наша держава, если лишена своих корней: веры, истории, культуры. Образ обезглавленной России известен еще по проповедям оптинских старцев. В живописи его впервые создает И.С. Глазунов. Но возможно воскресение: к руке мученика припадает отрок, значит, вера Христа не будет забыта в России.

«Голгофа» - путь Спасителя к страданиям и смерти - в понимании художника уподобляется крестному пути Отечества, который приводит его к Распятию в ХХ веке. Образ распятой России создан в пейзаже «Русская земля». Вновь, как и в старину, изранена наша земля, напоена кровью и слезами. Но человек все же взывает к Богу, по-прежнему стоит древний белокаменный храм, начинается заря ясного дня, и в облаке угадывается силуэт святого воина – покровителя Руси: архангела Михаила или святого Георгия. Значит, придет возрождение, и создания художника звучат, подтверждая слова Евангелия от Иоанна, взятые им как эпиграф к его книге «Россия распятая»: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: