Государственное регулирование экономики: необходимость, цели, инструменты

Государственное регулирование — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Необходимость государственного вмешательства в экономику обусловлена теми недостатками и отрицательными явлениями, которые развиваются в процессе функционирования свободной, стихийной рыночной экономики.

Во-первых, свободная совершенная конкуренция приводит к появлению монополизма. Монополизм, рожденный конкуренцией, уничтожает саму конкуренцию и, тем самым, подрывает основы динамичности экономической системы. Монополизм следует ограничить и такое ограничение способно осуществить только государство.

Во-вторых, стихийный рынок приводит к отставанию совокупного спроса от совокупного предложения и возникновению экономических кризисов перепроизводства. Только государство способно оказать стимулирующее воздействие на совокупный спрос и восстановить утраченное макроэкономическое равновесие.

В-третьих, стихийная рыночная система направлена на достижение индивидуального интереса предпринимателей и не способствует производству товаров коллективного пользования, сохранению невоспроизводимых ресурсов и охране окружающей среды, не оказывает внимания социально незащищенным слоям населения. Только государство способно исправить все эти социально-экономические аномалии рыночного хозяйства.

В-четвертых, современная научно-техническая революция поставила перед обществом ряд проблем, решить которые может только государство, К таким проблемам относятся фундаментальные научные исследования, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров работников, процессы урбанизации. Все эти проблемы требуют объемного финансирования и не направлены на достижение индивидуальных или совместных экономических интересов предпринимателей. Следовательно, решаться они могут только государством.

Необходимость государственного регулирования экономики сформировало важнейшую проблему развития большей части стран, в том числе и России - достижение общенационального равновесия страны. Общенациональное равновесие - это оптимальное сочетание свободы выбора предпринимательского поведения участников хозяйственной деятельности и регулирующего воздействия государства на их поведение. Оптимальное сочетание предполагает сохранение динамизма и эффективности свободной предпринимательской деятельности при ограничении негативных результатов свободного хозяйствования.

Самой главной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом.

Классификация международных экономических организаций по направлениям их деятельности и объектам регулирования. Принципы и цели создания международных экономических организаций и прекращения их деятельности.

Под международными экономическими организациями понимаются образования, создаваемые на основе договоров между правительствами, государственными органами и другими организациями (экономическими субъектами) с целью достижения определенных экономических результатов. Исходя из целевого назначения, в мировой экономике можно выделить следующие виды международных экономических организаций:

1.Межгосударственные универсальные организации, цели и задачи которых соответствуют интересам народов всех стран. Например, система Организаций Объединенных наций состоит из главных органов (Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, Экономического и Социального совета, Совета по опеке, Международного суда, Секретариата) и специализированных учреждений, являющихся самостоятельными международными экономическими организациями: МВФ,МБРР,МФК,МАР,ВТО,ЮНКТАД и т.д.

2.Межгосударственные организации регионального и межрегионального характера, созданные для решения в основном финансово-экономических вопросов – Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), ОЭСР.

3.Международные экономические организации, функционирующие в отдельных сегментах мирового рынка – Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), различного рода международные соглашения (по кофе, текстильным товаров и т.д.).

4.Международные экономические организации, представленные полуформальными объединениями типа «Большой восьмерки» (1975 г, Канада, ФРГ, Франция, Япония, Англия, Италия, США, Россия), влияющими на мировую экономику. Их решения часто определяют политику МВФ,МБРР и других международных экономических организаций. К полуформальным организациям относятся Парижский и Лондонский клубы стран-кредиторов, действующие на межбанковском уровне.

5.Различные торгово-экономические (Всемирная торговая организация, Конференция ООН по торговле и развитию, Международная торговая палата), валютно-финансовые и кредитные (МВФ, Группа Всемирного банка, Банк международных расчетов), отраслевые (Международная ассоциация рекламы, Международная ассоциация деловых коммуникаций, Международная организация гражданской авиации и др) и специализированные организации (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию, Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), Всемирная организация интеллектуальной собственности, Международная организация труда).

Классификация международных экономических организаций по сферам деятельности:

-Валютно-финансовые и кредитные организации: МВФ, группа Всемирного банка, ЕБРР, Банк международных расчётов (БМР);

- Торгово-экономические организации:ВТО, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международная таможенная организация (МТО), Международная торговая палата (МТП),

- Отраслевые или специализированные экономические и научно- технические организации: Конференция ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), ФАО, Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), МОТ, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

Функции международных экономических организаций:

1.Регулирующие (наиболее важные) — принятие решений, определяющих цели, принципы,

правила, поведения государств-членов.

2.Контрольные — осуществление контроля за соответствием поведения государств нормам международного права, а также резолюциям.

3.Оперативные — оказание организациями экономической, научно-технической и другой

помощи, предоставление консультационных услуг.

Цели создания международной экономической организации зависят от сферы ее деятельности и закрепляются в учредительном документе организации. В пределах своей компетенции международная экономическая организация наделяется определенными полномочиями, необходимыми для достижения целей и выполнения задач, возложенных на нее. Основными целями и задачами всех международных организаций является создание конструктивной многосторонней базы международного сотрудничества, установление глобальных и региональных зон мирного сосуществования.

Международные организации как вторичные, производные субъекты международного права создаются (учреждаются) государствами.

Процесс создания новой международной организации проходит три этапа:

1) принятие учредительного документа (Устава);

2) создание материальной структуры организации с использование специальных подготовительных органов;

3) созыва главных органов, свидетельствует о начале функционирования организации.

Прекращение существования организации происходит путем согласованного волеизъявления государств-членов. Чаще ликвидация организации осуществляется путем подписания протокола о роспуске (протокол о расформировании). Например, 28 июня 1991 года в Будапеште страны-члены СЭВ: Болгария, Венгрия, Вьетнам, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия на 46-м заседании сессии Совета подписали Протокол о расформировании организации.

3. Функция спроса на труд в стране А имеет вид: D = 100 – 5w,
а функция предложения труда – S = 60 + 3w, где w – почасовая реальная заработная плата. В стране В соответствующие функции имеют вид: D = 120 – 3w и S = 40 + 5w. Определите:

а) потенциальное направление миграции рабочей силы;

б) объем эмиграции в условиях свободного перемещения рабочей силы между странами, результатом чего стало увеличение равновесной заработной платы в стране эмиграции на $1;

в) новый уровень равновесной заработной платы в принимающей стране;

г) экономические последствия миграции рабочей силы для обеих стран.

Ответ:

а) Потенциальный поток мигрантов будет направлен из страны А
в страну В, так как реальная почасовая заработная плата в ней выше. Она составляет 5 д. е. в стране А и 10 д. е. – в стране В. Расчет для страны А:
D = S,100 5 w = 60 + 3 w, w = 5. Для страны В – аналогично.

б) Объем эмиграции составит 8. Подставляем новый уровень заработ-
ной платы в размере 6 д. е. в уравнения спроса и предложения: 100 – 5 ´ 6 =
= 60 + 3 ´ 6 + Х, где Х – объем эмиграции, отсюда, Х = –8.

в) Новый уровень заработной платы в принимающей стране будет ра-

вен 9. Расчет: 120 – 3 w = 8 + 40 + 5 w, w = 9.

г) Экономические последствия миграции проиллюстрированы на рис. 3.

Рис. 3

Последствия для страны А: работодатели потеряли 72,5 , пло-

работники выиграли 53,5 , площадь чистые потери составили 19 (72,5 – 53,5).

Последствия для страны В: выигрыш эмигрантов составил 23 (площадь параллелепипеда CEDG), работодатели выиграли 91,5 , площадь работники проиграли 87,5 , площадь трапе-

чистый выигрыш составил 4 (91,5 – 87,5). Мир в целом от миграции выигрывает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: