Финансовая политика в РФ

Финансовая политика – это совокупность решений, принимаемых экономическими субъектами в связи с получением и использованием денежных доходов в соответствии с основными стратегическими и текущими задачами данного субъекта.

Государственная финансовая политика - часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны.

Финансовая политика государства представляет собой совокупность форм, методов, направлений воздействия государства на функционирование финансовой системы для достижения конкретных целей, сохранения и развития отраслей народного хозяйства, укрепления своего экономического, политического, военного, экологического, и социального потенциалов.

Главной целью государственной финансовой политики должно стать создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Основными задачами финансовой политики являются создание условий для эффективного размещения и использования имеющихся финансовых ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности в стране.

Государство является главным субъектом проводимой финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действий на предстоящий период, определяет средства и пути достижения стратегических задач.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение, как правило, крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией.

Финансовая тактика - это методы решения финансовых задач на важнейших участках финансовой стратегии. Это краткосрочный курс государства в области финансов, направленный на решение задач конкретного этапа развития общества посредством своевременного изменения способов организации финансовых связей и перегруппировки финансовых ресурсов.

В глобальном плане общими принципами формирования финансовой политики государства являются:

1. Выработка научно обоснованной концепции развития финансов. Целью научно обоснованной концепции развития финансов является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития общества. Она предусматривает создание благоприятных условий для развития промышленного и сельскохозяйственного производства, непроизводственной сферы и предпринимательской деятельности.

2. Концентрация части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства. Формирование централизованных фондов денежных средств государства осуществляется с целью обеспечения финансирования расходов на содержание правительства, армии, судебно-исполнительных органов, учреждений образования, здравоохранения, культуры, а также накопления средств на строительство объектов общегосударственного и оборонного значения.

3. Определение основных направлений использования финансовых ресурсов государства. Целью выработки основных направлений является наиболее эффективное использование ресурсов путем распределения их, прежде всего, в приоритетные сферы, а также в социальную сферу.

4. Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей, определение финансового воздействия на развитие экономики. Для этого необходимо:

· создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;

· развитие ипотечного кредитования;

· привлечение прямых иностранных инвестиций и т.п..

Финансовая политика определяет перспективы развития всех секторов экономики.

В разработке государственной финансовой политики в России участвуют все ветви государственной власти. В то же время в силу особенностей конституционного строя приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу.

Выделяют три вида финансовой деятельности государства:

· аллокация – предоставление обществу государством и финансирование из централизованных источников тех товаров и услуг, которые не может произвести и предоставить частный сектор (оборона, управление, международная деятельность и т.п.);

· перераспределение финансовое перераспределение государством доходов и имущества с целью справедливого распределения доходов и достижения социальной справедливости;

· стабилизация – осуществление финансовых мер, направленных на достижение возможно более полной занятости, снижение инфляции, поддержание стабильных темпов экономического роста.

Финансовая политика в последнем аспекте неразрывно связана с кредитно-денежной политикой государства, которая представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития.

В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная политика.

Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Собственно бюджетная политика выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.

Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы, и представляет собой, основанные на правовых нормах организационно-экономические мероприятия регулирующего характера, осуществляемые органами государственного власти всех уровней в сфере налоговых отношений с физическими и юридическими лицами. Налоговые системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения.

К целям налоговой политики можно отнести:

1. обеспечение поступлений налоговых доходов в объемах, достаточных для покрытия основной части бюджетных расходов в целях выполнения органами власти и управления возложенных на них задач;

2. содействие устойчивому развития как экономики в целом, так и отдельных приоритетных отраслей и видов деятельности;

3. содействие развитию экономики отдельных регионов страны;

4. обеспечение соблюдения принципов налогообложения.

Инструментами налоговой политики могут быть льготы и санкции. Налоговые льготы могут применяться в целях поддержки: отдельных видов предпринимательской деятельности, в развитии которых заинтересовано государство (например, предприятия инфраструктуры); определенной категории предприятий (например, малых предприятий); предприятий, создающих рабочие места для пенсионеров или инвалидов; предприятий, занимающихся благотворительностью.

Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали из России», а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.

Социальная политика связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, оказание финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таможенная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: