Это направление связано с именем Анри Файоля. Специалисты такого направления исследовали эффективность работы всей организации. Итогом многих работ и проведенных исследований А. Файоля яв-тся создание принципов управления всей организацией:
1) первоначальная функция – разделение труда;
2) полномочия и ответственность. Полномочие – право отдавать приказы,а ответственность – это ее составляющая противоположность;
3) дисциплина как взаимное уважение, достигнутое соглашением;
4) единоначалие и порядок;
5) единство направления, т. е. каждая группа действует в опред. рамках для достижения опред. целей;
6) подчиненность личных интересов общим;
7) скалярная цепь – это ряд лиц, стоящих на управленческой пирамиде;
8) стабильность рабочего места.
Практика менеджмента насчитывает уже многие тысячелетия. Развитие теории менеджмента проходило постепенно.
Современная целостная теория менеджмента – относительно молодая наука и насчитывает всего лишь около ста лет. Ее развитие происходило вместе с изменением практики менеджмента в XX столетии.
В конце XIX – начале XX в. наиболее распространенной моделью управления была автократическая модель: управление основывалось на власти хозяина или менеджера, авторитете руководителя. Имелась сильная персональная зависимость каждого работника от своего непосредственного начальника, больше всего ценилась исполнительность, и вся эта система в целом основывалась на тейлоризме.
В середине XX в. стала господствовать эконом. система, базирующаяся на экономическом принуждении, на материальном поощрении, на мотивации. Эконом. система характер-тся инициативой наиболее активных работников. Эволюция от автократической модели к экономической проходила в первую очередь в фирмах, характер-хся высокими рез-ми деят-ти.
К середине 60-х годов в практике менеджмента развитых стран сложилась ситуация, при которой ни автократическая, ни экономическая модели управления не могли привести орган-цию к успеху. Использование любой из этих двух моделей управ-ния, могло привести орган-цию к поражению в конкурентной борьбе.
В 90-е годы эти модели управ-ния в значительной мере отошли в прошлое. В обстановке конкурентной борьбы утвердилась новая модель управления. Осн. характер-ми этой модели яв-тся сочетание эконом-х и моральных стимулов, коллективизм и приверженность своей работе, собственному коллективу и организации в целом. Каждый работник участвует в деят-ти организации, не только осуществляя круг своих обязанностей, но и участвует в поиске и разработке новых видов услуг, новых методов работы, новых соц. технологий. Каждый участвует в деят-ти организации, подавая предложения по поводу улучшения методов работы, повышения качества услуг, развития организации. Такая модель сформировалась в конце XX в. в преуспевающих организациях стран Запада и Востока.
Новая модель управления – необходимый элемент поведения в условиях современного рынка. Новая модель управления стала больше соответствовать быстрым и непредсказуемым изменениям окружающего мира. Она позволяет быстро приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям.