Общая характеристика процесса управления: сущность, цели, задачи, принципы и функции

Управление яв-ся ф-цией разных организованных систем, но только в социальной с-ие оно проявляется как осознанная целенаправленная деят-сть.

Управление- это процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов.

Под субъектом управления понимается физ. или юр. лицо, от которого исходит властное воздействие. Властные полномочия субъекта управления, его эконом-е и морально-этические рычаги воздействия лежат в основе процессе управления.

Объектами управления (то есть на что направлено властное воздействие) могут быть физические и юридические лица, а также социально-экономические системы и процессы.

Менеджмент представляет собой целостную, комплексную систему, которая постоянно развивается и совершенствуется.

Мен-т: вид управленческой деятельности, наука, искусство, практика управления людьми, процесс управления организацией, фирмой; процесс подготовки, принятия, реализации управленческих решений, орган, аппарат управления (уровни управления), административная единица

В настоящее время необходимо рассматривать менеджмент также со следующих позиций – менеджмент как система, и менеджмент как процесс.

Как с-ма: воздействие субъекта на объект управления, механизм достижения поставленной цели, руководство человеческими ресурсами,

учитывая субъективные и объективные факторы управления.

Как кпроцесс: выполнение управленческих функций, процесс принятия и реализации управленческих решений, связывающий воедино все стороны управления процесс получения, переработки информации и процесс коммуникаций.

Объекты мен-та: инновации, финансы, персонал, пр-во, маркетинг, информация, качество, кокуренция.

Цели менеджмента предусматривают реализацию производственного (технологического), финансового, маркетингового и ресурсного направлений деятельности организации (для разных видов организации они разные). Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Задачи менеджмента исходят из целей:

-определение стратегических и тактических целей развития предприятия,

-выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения;

-разработка стратегии развития фирмы - хозяйственных задач и путей их решения;

-перспективное, текущее (среднесрочное) и оперативное планирование направлений деятельности предприятия;

-выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды;

-активизация и стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;

-организация деятельности служб и подразделений на выполнение поставленных целей, оперативное координирование и регулирование деятельности персонала организации, постоянное повышение его квалификации;

-контроль, учет, анализ и выработка решений по повышению эффективности деятельности организации или фирмы.

-обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

-постоянный поиск и освоение новых рынков;

-определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

-создание атмосферы творческой активности, благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

Три уовня мен-та: Тор management, то есть высшее звено управления (генеральный директор и другие члены правления); Middle management - среднее звено управления (руководители управлений и самостоятельных отделов); Lover management - низшие звенья управления (руководители подотделов и других аналогичных им подразделений).

Стадии мен-та: страт упр-ие, оперативное упр-ие, контроль.

Менеджер – руководитель, осуществляющий непосредственное перспективное управление исполнителями организации в целях производства и реализации продукции

Общенаучные принципы мен-та: Оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления,Последовательность управленческого процесса, Планомерность управленческого процесса,Умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении,Обеспечение соответствия прав, обязанностей и ответственности, Демократизация управления, Обеспечение состязательности участников управленческого процесса в достижении поставленной цели на основе личной заинтересованности, Учета личных особенностей и психологии работников, межличностных отношений и группового поведения,Оптимальное сочетание централизованного регулирования управляемой подсистемой с ее саморегуляцией,Функциональной специализации в сочетании с универсальностью.

Принципы неформ мен-та: честность и доверие к людям, умение менеджера слушать всех с кем он сталкивается в своей деятельности, своевременная реакция на изменение факторов внешней среды, ответственность, как обязательное условие успешного управления и т.п.

Ф-ции мен-та: 1) Общие, универсальные: П О М К 2) по подразделениям: ф-ции упр-ия маркетингом, персоналом и т п.

Основными функциями управления являются планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции реализуются на всех уровнях управления (высший, средний и нижний уровни) и во всех видах деятельности организации. Содержание этих функций и сложность управленческой деятельности на каждом уровне управления определяется конкретным перечнем задач, их спецификой и объемом.

Функция планирования может быть определена как способ, с помощью которого руководство обеспечивает единое скоординированное направление усилий всех сотрудников на достижение общих целей организации (включая и формулирование самих целей).

Функция организации представляет вид управленческой деятельности,

направленной на обеспечение нормального функционирования организации в соответствии с определенным планом достижения желаемого результата. Она обеспечивает координацию деятельности всех подразделений и сотрудников организации для достижения поставленных целей.

Функция контроля в управлении реализуется как процесс, посредством которого руководство организации удерживает ее на запланированной траектории достижения целей, получая информацию о текущих результатах деятельности и устраняя выявленные отклонения от установленных показателей.

Функция мотивации предусматривает действия, напр-ные на то, чтобы побудить всех сотрудников организации к результативной деят-ти для достижения ее целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: