Ситуационный подход в управлении: сущность, особенности реализации, значение для современного менеджмента

Ситуац. подход разработан в конце 1960-х годов и внес большой вклад в развитие теории управления. Центральным моментом в нем яв-ся ситуация, включающая конкретный набор внутр. и внешн. по отношению к организации ситуационных факторов, которые существенно влияют на результат-сть ее деят-ти в рассматриваемый момент времени. Ситуац. подход не содержит предписываемых руководств для эффективного управления организацией. Это способ мышления о проблемах организации и их решениях.

Суть ситуац.подхода заключается в том, что в каждом случае принятия решения управление должно концентрироваться на ситуационных различиях между организациями и внутри их самих, определяя и выделяя значимые для данной ситуации конкретные ситуационные факторы (внутренние и внешние), определяющие эффективность деят-ти конкретной орган-ции.

Методология ситуационного подхода может быть описана в виде четырехзвенного алгоритма мышления руководителя:

1. Понимание процесса управления, группового и индивидуального поведения, задач и содержания сис-ного анализа, методов планирования и контроля, включая кол-ные методы принятия решений. Понимание должно быть сформировано в процессе ознакомления (обучения) со средствами профессион. управления, которые показали свою эффективность.

2. Умение предвидеть вероятные последствия (положительные и отрицательные) при использ. конкретной методики или концепции в конкретной ситуации, базирующееся на четкой оценке сильных и слабых сторон известных и применяемых управленческих концепций и методик.

3. Правильная интерпретация и анализ конкретной ситуации, напр-ные на определение наиболее важных в данной ситуации факторов и оценку вероятного эффекта, который может повлечь за собой изменение одной или нескольких ситуационных переменных.

4. Умение увязать конкретные приемы (концепции, методы) принятия решения, которые вызвали бы наименьшие отрицательные последствия, с рассматриваемой ситуацией для достижения целей самым эффективным (рациональным) путем. Ключевым элементом ситуационного подхода и алгоритма действия руководителя яв-ся правильная интерпретация конкретной ситуации, определение соответствующих ситуационных факторов и их влияния на успех или неудачу орг-ции.

Ситуац. подход представляет собой наиболее удов. с-му, разработанную до наст. времени, для эффективного управления орг-цией. В то же время невозможно определить все переменные, которые влияют на деят-ть орг-ции.

Для практических целей менеджеры рассматривают только наиболее значимые для орг-ции факторы, которые могут повлиять на ее успех. Существует ограниченное число таких факторов, которые можно разделить по двум группам: внутренние переменные и внешние факторы.

9. Планирование деятельности в менеджменте. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.

Планирование - постановка целей и разработка путей их достижения.

Рез-том процесса планирования являются планы.

План – это с-ма взаимосвязанных, объединенных общей целью заданий, обеспечивающих реализацию целей произв-ной с-мы.

Принципы планирования: единство; непрерывность; гибкость; точность.

Уровни планирования: стратег. планы,тактические, оперативные планы, исследования, разработки, производства, маркетинг.

Стратегия всегда связана с решением важнейших проблем. В качестве таковых являются базовые цели и показатели: объем продаж, темпы роста, прибыль, доля на рынке, структура капитала, дивиденды, уровень качества продукции, устойчивость фирмы, социальные цели.

Стратегическое планирование - начинается установления руководством общих стратегических задач. Стратегический план - план, который позволяет планировать с позиции завтрашнего дня, - адаптивный процесс, в рез-те которого происходит постоянная корректировка принятых управлен. решений, постоянный контроль за их выполнением. Для эффективности стратег. планирования необходимо ясное представление о будущем состоянии внешн. и внутр.среды фирмы. Для этого в крупных фирмах создаются инфор-ные с-мы, данные которых оцениваются с помощью систем анализа.

Стратегические планы отражают сегодняшние шаги орг-ции, направленные на формирование ее будущего потенциала и обес­печение перспективного выживания. В процессе их составления формулируются стратег. цели орг-ции, формируют­ся соответствующие стратегии и распределяются ресурсы. Этапы стратегического планирования: формирование миссии и целей; проведение страт. анализа; оценка и выбор стратег-ких альтернатив.

Стандартный стратег-кий план включает такие элемен­ты как предположения о тенденциях развития и хар-ре конкуренции, изменений внешней среды, анализ сильных и слабых сторон самой фирмы, миссию и важнейшие цели орга­низации, общую стратегию, план действий по созданию кон­курентных преимуществ, функциональные стратегии и стра­тегии на случай чрезвычайных обстоятельств для таких сфер как производство, НИОКР, маркетинг, сбыт, финансы, кадры; общие ресурсы, необходимые для реализации стратегий и планов; оценку вероятности стратегического успеха, график ос­новных мероприятий.

Основу стратегических планов составляет глубокий анализ существующих тенденций, угроз и возможностей во внешнем окружении организации, всесторонний прогноз его будущего состояния, прежде всего научно-технического прогресса и рын­ков.

Тактика определяет пути, обеспечивающие приближение к заданным целям и параметрам.

Тактическое планирование - связанное с решением задач на настоящее время.

Основные различия между стратегическим и тактическим пла­нированием — это разница между целями и средствами, а именно:

- принятие решений на уровне тактического планирования бы­вает, как правило, менее субъективным, потому что специали­стам, занимающимся тактическим планированием, в большей сте­пени доступна конкретная информация;

-выполнение тактических решений лучше отслеживается, ме­нее подвержено риску, поскольку такие решения касаются в основном внутренних проблем;

-тактические решения легче оцениваются, так как могут быть выражены в более конкретных цифровых рез-тах;

-для тактическою планирования характерно тяготение к уров­ням отдельных подразделений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: