Ситуац. подход разработан в конце 1960-х годов и внес большой вклад в развитие теории управления. Центральным моментом в нем яв-ся ситуация, включающая конкретный набор внутр. и внешн. по отношению к организации ситуационных факторов, которые существенно влияют на результат-сть ее деят-ти в рассматриваемый момент времени. Ситуац. подход не содержит предписываемых руководств для эффективного управления организацией. Это способ мышления о проблемах организации и их решениях.
Суть ситуац.подхода заключается в том, что в каждом случае принятия решения управление должно концентрироваться на ситуационных различиях между организациями и внутри их самих, определяя и выделяя значимые для данной ситуации конкретные ситуационные факторы (внутренние и внешние), определяющие эффективность деят-ти конкретной орган-ции.
Методология ситуационного подхода может быть описана в виде четырехзвенного алгоритма мышления руководителя:
1. Понимание процесса управления, группового и индивидуального поведения, задач и содержания сис-ного анализа, методов планирования и контроля, включая кол-ные методы принятия решений. Понимание должно быть сформировано в процессе ознакомления (обучения) со средствами профессион. управления, которые показали свою эффективность.
|
|
2. Умение предвидеть вероятные последствия (положительные и отрицательные) при использ. конкретной методики или концепции в конкретной ситуации, базирующееся на четкой оценке сильных и слабых сторон известных и применяемых управленческих концепций и методик.
3. Правильная интерпретация и анализ конкретной ситуации, напр-ные на определение наиболее важных в данной ситуации факторов и оценку вероятного эффекта, который может повлечь за собой изменение одной или нескольких ситуационных переменных.
4. Умение увязать конкретные приемы (концепции, методы) принятия решения, которые вызвали бы наименьшие отрицательные последствия, с рассматриваемой ситуацией для достижения целей самым эффективным (рациональным) путем. Ключевым элементом ситуационного подхода и алгоритма действия руководителя яв-ся правильная интерпретация конкретной ситуации, определение соответствующих ситуационных факторов и их влияния на успех или неудачу орг-ции.
Ситуац. подход представляет собой наиболее удов. с-му, разработанную до наст. времени, для эффективного управления орг-цией. В то же время невозможно определить все переменные, которые влияют на деят-ть орг-ции.
Для практических целей менеджеры рассматривают только наиболее значимые для орг-ции факторы, которые могут повлиять на ее успех. Существует ограниченное число таких факторов, которые можно разделить по двум группам: внутренние переменные и внешние факторы.
|
|
9. Планирование деятельности в менеджменте. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
Планирование - постановка целей и разработка путей их достижения.
Рез-том процесса планирования являются планы.
План – это с-ма взаимосвязанных, объединенных общей целью заданий, обеспечивающих реализацию целей произв-ной с-мы.
Принципы планирования: единство; непрерывность; гибкость; точность.
Уровни планирования: стратег. планы,тактические, оперативные планы, исследования, разработки, производства, маркетинг.
Стратегия всегда связана с решением важнейших проблем. В качестве таковых являются базовые цели и показатели: объем продаж, темпы роста, прибыль, доля на рынке, структура капитала, дивиденды, уровень качества продукции, устойчивость фирмы, социальные цели.
Стратегическое планирование - начинается установления руководством общих стратегических задач. Стратегический план - план, который позволяет планировать с позиции завтрашнего дня, - адаптивный процесс, в рез-те которого происходит постоянная корректировка принятых управлен. решений, постоянный контроль за их выполнением. Для эффективности стратег. планирования необходимо ясное представление о будущем состоянии внешн. и внутр.среды фирмы. Для этого в крупных фирмах создаются инфор-ные с-мы, данные которых оцениваются с помощью систем анализа.
Стратегические планы отражают сегодняшние шаги орг-ции, направленные на формирование ее будущего потенциала и обеспечение перспективного выживания. В процессе их составления формулируются стратег. цели орг-ции, формируются соответствующие стратегии и распределяются ресурсы. Этапы стратегического планирования: формирование миссии и целей; проведение страт. анализа; оценка и выбор стратег-ких альтернатив.
Стандартный стратег-кий план включает такие элементы как предположения о тенденциях развития и хар-ре конкуренции, изменений внешней среды, анализ сильных и слабых сторон самой фирмы, миссию и важнейшие цели организации, общую стратегию, план действий по созданию конкурентных преимуществ, функциональные стратегии и стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств для таких сфер как производство, НИОКР, маркетинг, сбыт, финансы, кадры; общие ресурсы, необходимые для реализации стратегий и планов; оценку вероятности стратегического успеха, график основных мероприятий.
Основу стратегических планов составляет глубокий анализ существующих тенденций, угроз и возможностей во внешнем окружении организации, всесторонний прогноз его будущего состояния, прежде всего научно-технического прогресса и рынков.
Тактика определяет пути, обеспечивающие приближение к заданным целям и параметрам.
Тактическое планирование - связанное с решением задач на настоящее время.
Основные различия между стратегическим и тактическим планированием — это разница между целями и средствами, а именно:
- принятие решений на уровне тактического планирования бывает, как правило, менее субъективным, потому что специалистам, занимающимся тактическим планированием, в большей степени доступна конкретная информация;
-выполнение тактических решений лучше отслеживается, менее подвержено риску, поскольку такие решения касаются в основном внутренних проблем;
-тактические решения легче оцениваются, так как могут быть выражены в более конкретных цифровых рез-тах;
-для тактическою планирования характерно тяготение к уровням отдельных подразделений.