Регулирование и контроль в менеджменте

Контроль - процесс определения, оценки и информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении и рез-тах анализа. Контролировать можно цели, ход выполнения плана, прогнозы, развитие процесса.

Предметом контроля может быть не только исполнительская деят-сть, но и работа менеджера. Контрольная информация используется в процессе регулирования. Таким образом, говорят о целесообразности объединения планирования и контроля в единую с-му упр-ния: планирование, контроль, отчетность, менеджмент.

Контроль осуществляется лицами, прямо или косвенно зависящими от процесса. Проверка (ревизия) - контроль лицами, независящими от процесса.

Целью контроля выступают:

1) выявление слабых мест и ошибок в процессе пр-ва и упр-ния, своевременное их исправление и недопущение повторения;

2) обеспечение соответствия между намеченными планами и проводимыми мероприятиями.

Объектом контроля являются:

– средства и предметы труда;

– персонал;

– производственные и управленческие процессы.

Для осуществления контроля необходимо:

1) наличие планов, поскольку невозможно определить эфф-сть чьей-либо деят-сти, если неизвестны ее цели;

2) наличие организационной стр-ры, поскольку для осуществления контроля необходимо знать, кто отвечает за данный участок работы.

Процесс контроля в общем случае должен пройти след. стадии:

1. Определение концепции контроля (всеобъемлющая система контроля «Controlling» или частные проверки).

2. Определение цели контроля (решение о целесообразности, правильности, регулярности, эфф-сти процесса упр-ния).

3. Планирование проверки:

4.Установление идентичности расхождений (обнаружение, количественная оценка).

5. Выработка решения, определение его веса.

6. Документирование решения.

7. Оценка решения (анализ отклонений, локализация причин, установление ответственности, исследование возможностей исправления, меры по устранению недостатков).

Для принятия решения о контроле и организации процессов контроля могут иметь значение ряд критериев: его эфф-сть, эффект влияния на людей, задачи контроля и его границы.

Выделяют три основных вида управленческого контроля:

1) предварительный;

2) текущий (оперативный);

3) заключительный.

Предварительный контроль осущ-тся до начала деят-сти во время определения ее целей и планов реализации. Целью такого контроля является определение оптимальности разработанных планов путем моделирования будущей деят-сти.

Текущий контроль производится от начала деят-сти до момента получения рез-та. Его цель – вовремя обнаружить отклонения от намеченных планов и нормативов.

Заключительный контроль осущ-тся после выполнения какой-либо программы. Его цель – получение информации о деят-сти работников, которых необходимо поощрить за достигнутые рез-ты.

Контроллинг (от англ. control – руководство, регулирование, контроль) – новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента.

Одной из основных причин возникновения и внедрения концепции конроллинга стала необходимость в системной интеграции различных аспектов упр-ния бизнес-процессами в организац. системе (т.е. на предприятии, в торговой фирме,банке,органе гос. Упр-ния и др.). Контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержки (в том числе компьютерной) основных ф-ций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: