В самом общем виде мотивация человека к деят-сти понимается как сов-сть движущих сил, побуждающих человека к осуществлению опред. действий.
Потребности – это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет опред. индивидуальное проявление у каждого человека.
Мотивирование – это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к опред. действиям путем побуждения в нем опред. мотивов.
Стимулы – это побудительные причины, заинтересованность в совершении чего-нибудь.
Важное значение в удовлетворении потребностей имеют стимулы: Стимул -это побуждение к действию пли причина поведения человека. Различают четыре основные формы стимулов:
1. Принуждение. 2. Материальное поощрение. 3. Моральное поощрение. 4. Самоутверждение.
Мотивация: материальная и нематериальная.
Теории содержания мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере фокус этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают стр-ру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деят-сти. В данных теориях делается попытка дать ответ на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деят-сти. Наиболее известными теориями мотивации этой группы яв-тся: 1) теория иерархии потребностей, разработанная Маслоу; 2) теория ERG, разработанная Альдерфером; 3) теория приобретенных потребностей МакКлелланда и 4) теория двух факторов Герцберга.
Процессуальные теории рассматривают мотивацию в ином плане. В них анализируется, как человек распределяет свои усилия для достижения целей и как он выбирает свою линию поведения. Ожидания, согласно теории ожиданий Виктора Врума, можно расценивать как оценку вероятности события. При анализе мотивации рассматривается взаимосвязь трёх элементов: затраты – рез-ты; рез-ты – вознаграждение; валентность. Теория справедливости постулирует, что люди субъективно оценивают полученное вознаграждение, соотнося его с затраченными усилиями и вознаграждением других людей. Теория мотивации Л. Портера-Э. Лоулера построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Суть ее в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами.
Рез-ность упр-ния – это уровень реализации целей и стратегий, достижения опред. качественных и количественных, а также эконом-их рез-тов орг-ции.
Результативность представляет собой комплексную категорию, которая включает в себя такие показатели:
-действенность;
-экономичность;
-эффективность;
-качество;
-производительность;
-качество трудовой жизни;)
Источники организационной результативности представляют собой сложное взаимодействие индивидуальной и групповой результативности с учетом синергетического эффекта. Кроме того, на организационную результативность оказывают воздействие внешние условия существования организации (состояние экономики, конъюнктура рынка, отношения с партнерами и пр.); используемые технологии и уровень технического оснащения организации.
Индивидуальная рез-ность рез-тат выполнения работником поставленных задач с учетом затрат на их реализацию. На индивидуальную резу-ность влияют: квалификация специалиста, его способности, умение, навыки самоорганизованности, степень его заинтересованности в работе (уровень мотивированности); отношения, которые существуют в орг-ции, стрессовые нагрузки, возникающие при выполнении заданий.
Групповая рез-ность представляет собой рез-тат совместной деят-сти по достижению поставленных целей. При правильной орг-ции совместной деят-сти возможно достичь значительного превышения простого сложения возможностей отдельных участников коллективного процесса – эффект синергии.