Коммуникация (от лат. сommunicatio - «общее», «разделяемое всеми») в широком смысле - обмен инф-ей между индивидами посредством общей с-мы символов.
Коммуникация как элемент внутренней среды орг-ции представляет собой ср-ва, методы и каналы информационного взаимодействия между сотрудниками в интересах обеспечения выполнения стоящих перед ними задач, а также в интересах реализации социально-психологических потребностей.
Основная цель коммуникации (К-ции) заключается в достижении от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения.
К-ции в социальном контексте — это процесс обмена информацией и передачи сведений между двумя людьми или в группе людей.
Цели коммуникаций в организации:
-Обеспечение эфф. обмена инф-цией между субъектами и объектами.
-Совершенствование межличност. отнош. в процессе обмена инф-цией.
-Создание информац. каналов для обмена инф-цией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий.
- Регулирование и рационализация информац. потоков.
|
|
Функции комуникации:
-информативная – передача истинных или ложных сведений, играющий определен. роль в процессе принятия УР;
-мотивационная – побуждение работников к исполнению работы путем управления их поведения, убеждения, внушения, просьб, приказов и т. д.;
-контрольная – отслеживание поведения работников различными способами на основе иерархии и формальной соподчиненности;
-экспрессивная – способствование эмоц-му выражению чувств, переживаний, а также удовлетворение социал. потребностей.
Существует ряд классификаций коммуникаций в орг-ции:
1. Исходя из субъекта и средства коммуникаций – К-ции с помощью технических ср-ств и информац. технологий, межличностные.
2. Форма общения: вербальные, невербальные.
3. Каналы общения: формальные и неформальные.
4.Организац.признак:вертикальные,горизо-ные, диагональные.
5. Направленность общения: нисходящие и восходящие.
По характеру восприятия инфо-ции коммуникации делятся на: прямые, или целевые (в которых цель сообщения заложена в его тексте); косвенные (в которых инф-ция заложена, скорее, «между строк»); смешанные.
Организационные коммуникации делятся на две большие группы: внешние и внутренние. К внешним отн-тся коммуникации, представляющие собой инф-ное взаимодействие с внешней средой. Сюда отн-тся ср-ва массовой инф-ции, органы гос. регулирования и т.п. К внутренним относятся вертикальные и горизонтальные коммуникации.
Для эфф-ти ком-ции, применяется методика «5С» коммуникации: 1. Clarity – ясность; 2. Completeness – полнота; 3. Conciseness – краткость; 4. Concreteness – конкретность; 5. Correctness – корректность.
|
|
Эффект коммуникации зависит от ряда контролируемых и неконтролируемых факторов. К контролир. факторам можно отнести осн. компоненты комм-нного процесса. Эфф-ная обратная связь во многом определяет рез-ность коммуникации, помогает своевременно корректировать недоработки в орг-ции процесса ком-ции. Структурирование ком-ции на компоненты и этапы облегчает планирование конкретной ком-ции, выявление ее сильных и слабых сторон.