Коммуникации в системе менеджмента: понятие, виды, этапы, особенности реализации

Коммуникация (от лат. сommunicatio - «общее», «разделяемое всеми») в широком смысле - обмен инф-ей между индивидами посредством общей с-мы символов.

Коммуникация как элемент внутренней среды орг-ции представляет собой ср-ва, методы и каналы информационного взаимодействия между сотрудниками в интересах обеспечения выполнения стоящих перед ними задач, а также в интересах реализации социально-психологических потребностей.

Основная цель коммуникации (К-ции) заключается в достижении от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения.

К-ции в социальном контексте — это процесс обмена информацией и передачи сведений между двумя людьми или в группе людей.

Цели коммуникаций в организации:

-Обеспечение эфф. обмена инф-цией между субъектами и объектами.

-Совершенствование межличност. отнош. в процессе обмена инф-цией.

-Создание информац. каналов для обмена инф-цией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий.

- Регулирование и рационализация информац. потоков.

Функции комуникации:

-информативная – передача истинных или ложных сведений, играющий определен. роль в процессе принятия УР;

-мотивационная – побуждение работников к исполнению работы путем управления их поведения, убеждения, внушения, просьб, приказов и т. д.;

-контрольная – отслеживание поведения работников различными способами на основе иерархии и формальной соподчиненности;

-экспрессивная – способствование эмоц-му выражению чувств, переживаний, а также удовлетворение социал. потребностей.

Существует ряд классификаций коммуникаций в орг-ции:

1. Исходя из субъекта и средства коммуникаций – К-ции с помощью технических ср-ств и информац. технологий, межличностные.

2. Форма общения: вербальные, невербальные.

3. Каналы общения: формальные и неформальные.

4.Организац.признак:вертикальные,горизо-ные, диагональные.

5. Направленность общения: нисходящие и восходящие.

По характеру восприятия инфо-ции коммуникации делятся на: прямые, или целевые (в которых цель сообщения заложена в его тексте); косвенные (в которых инф-ция заложена, скорее, «между строк»); смешанные.

Организационные коммуникации делятся на две большие группы: внешние и внутренние. К внешним отн-тся коммуникации, представляющие собой инф-ное взаимодействие с внешней средой. Сюда отн-тся ср-ва массовой инф-ции, органы гос. регулирования и т.п. К внутренним относятся вертикальные и горизонтальные коммуникации.

Для эфф-ти ком-ции, применяется методика «5С» коммуникации: 1. Clarity – ясность; 2. Completeness – полнота; 3. Conciseness – краткость; 4. Concreteness – конкретность; 5. Correctness – корректность.

Эффект коммуникации зависит от ряда контролируемых и неконтролируемых факторов. К контролир. факторам можно отнести осн. компоненты комм-нного процесса. Эфф-ная обратная связь во многом определяет рез-ность коммуникации, помогает своевременно корректировать недоработки в орг-ции процесса ком-ции. Структурирование ком-ции на компоненты и этапы облегчает планирование конкретной ком-ции, выявление ее сильных и слабых сторон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: