Выпускная квалификационная работа должна иметь логично выстроенную структуру, которая в систематизированной форме концентрированно отражает текстуально изложенное содержание проведенного исследования, его результаты и практические рекомендации.
По содержанию и форме работа должна соответствовать ГОСТу. Типовая структура работы включает следующие части (разделы):
1. Титульный лист (Приложение 3).
2. Содержание (Оглавление).
3. Введение.
4. Глава 1. (Информационно-теоретическая часть).
5. Глава 2. (Проблемно-аналитическая часть).
6. Глава 3. (Проектно-практическая часть).
7. Заключение.
8. Список использованных источников.
9. Приложения.
В текстовой части ВКР должны быть соблюдены основные требования:
- отражать актуальную проблему управления, с систематизацией
причин её возникновения, факторов, направлений, а также механизмов и ме
тодов решения;
- обоснование предложений результатами анализа государствен-
но(муниципально)-управленческой деятельности объекта;
- реальная направленность результатов и проектно-практических (ре
комендованных) мероприятий на повышение эффективности и оптимизацию
выполняемых функций, структуры и т. д.;
- соответствие предлагаемых мероприятий по совершенствованию
организации управления целям и перспективным тенденциям социальной
ориентированности государственного (муниципального) управления;
- действенность и конкретность выводов о состоянии организации
управления и предложений, направленных на ее модернизацию, социально-
экономическая обоснованность предложений;
- соответствие уровня разработки темы современному уровню мето
дических положений и рекомендаций по организации государственного (му
ниципального) управления [5].
- оформление в соответствии с нормативными требованиями ГОСТ.
Важным направлением исследования является разработка предложений
по совершенствованию организационной структуры (деятельности) и методов государственного (муниципального) управления.
Общие методологические подходы рассматривают исследование как процесс последовательного анализа и разработки проблем (вопросов) государственно-управленческой и государственно-служебной деятельности, выявления недостатков и резервов совершенствования управления и внесения предложений по реорганизации существующих или созданию новых структур государственного (муниципального) аппарата. В этих целях студент должен в полной мере использовать полученные знания по дисциплинам правового и управленческого циклов, а также общественных наук (социологии, политологии, истории, философии, культурологии и др.).
В процессе исследования студент должен проявить знания в области методик:
— проектного обследования объекта управления и управляющей сис
темы, анализа подсистем, технологии государственного и муниципального
управления, функционирования государственного (муниципального) органа;
- проектирования организации управления (оптимизации организаци
онно-структурных и функциональных процессов, рационализации управлен
ческих процедур и операций, совершенствования взаимосвязей между под
разделениями управляющей системы, обоснования применения технических
средств управления и т. д.), начиная с общих принципов решения этих задач
и заканчивая разработкой нормативньрс (должностных инструкций, норма
тивно-правовых актов и др.), методических документов и др.;
- совершенствования государственно-управленческих структур и ме
ханизмов реализации принятых решений;
— определения социальной и экономической эффективности проект
ных решений по организации государственного (муниципального) управле
ния и др. [5].
Проектирование систем государственного и муниципального управления должно базироваться на использовании проверенных практикой методов, социально-экономической и правовой оценке условий применения существующих систем и возможности их совершенствования.
Студент должен знать и постоянно изучать новейшие достижения в теории и практике государственного и муниципального управления, исторический отечественный и зарубежный опыт государственного и муниципального управления.
Исследование должно основываться на действующем международном праве, законодательстве Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативно-правовой базе муниципальных образований, предприятий, организаций, учреждений государственной (муниципальной) формы собственности.
Выпускная квалификационная работа выполняется на основе изучения литературы по специальности (учебников, учебных пособий, методических материалов и др.), нормативно-правовых источников, специальной литературы по избранной теме (монографий, других научных изданий, статей и др.), материалов средств массовой информации и др.
Работу по выполнению исследования условно можно разделить на три стадии:
1. Подготовительная (сбор материалов, накопление информации,
подбор литературы).
2. Исследовательская (обобщение и анализ фактических данных, по
ложенных в основу теоретической и эмпирической частей исследования).
Текстуальное изложение авторских идей, мыслей.
3. Оформительская (приведение в соответствие с предъявляемыми
требованиями всех материалов, из которых будет состоять ВКР, придание ей
законченного вида).
Подготовка к исследованию начинается с выбора и закрепления темы. Для этого предварительно изучается литература по выбранной тематической проблеме.
Выполнение ВКР ведется на основе собранных и обобщенных материалов, систематизированной и детальной проработки литературных и иных источников, теоретического анализа фактических данных, взятых за основу, и др.
Сбор материалов, накопление информации, подбор литературы, ознакомление с нормативно-правовыми источниками целесообразно провести во время преддипломной практики. На этой стадии окончательно формулируется тема, определяется цель исследования, ставятся исследовательские задачи, определяются критерии и разрабатывается методика их решения, формируется гипотеза исследования и модель разработки поставленных задач, направленных на достижение цели ВКР.
1.2.1. Содержание (Оглавление)
Успешное написание ВКР зависит от организации самостоятельной работы студента, а также от правильно составленного плана исследования (Приложение 4).
После утверждения темы и получения задания по ВКР от научного руководителя (Приложение 5) студент самостоятельно составляет план (содержание или оглавление) работы. Правильно составленный план помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения.
План согласовывается с научным руководителем. В процессе написания ВКР план может корректироваться.
Содержание (оглавление) представляет собой составленный в определенном порядке перечень разделов (глав), подразделов (параграфов), пунктов, которые будут рассматриваться в работе с указанием страницы, с которой они начинаются.
Заголовки содержания (оглавления) должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.
1.2.2. Введение
Введением открывается ВКР. Данная часть должна содержать все основные квалификационные признаки ВКР.
Во введении обосновывается необходимость разработки сформулированной темы исследования, её актуальность, формулируются цель и задачи, определяются методы исследования.
Обоснование актуальности темы является начальным этапом любого исследования. Под актуальностью темы исследования принято понимать степень его важности в определенный момент времени и в определенных ус-
ловиях. Актуальность темы может подтверждаться ссылками на вновь принимаемые законы, указы, постановления органов государственной власти Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, касающиеся рассматриваемых в ВКР вопросов, на эмпирический материал и др.
Во введении также отмечается практическая значимость выполнения исследования, характеризуется степенью разработанности данной проблемы в специальной литературе, ставятся цели и задачи исследования, формулируется его теоретическая основа. Практическое значение разработки темы исследования подчеркивается ее важностью в решении общих проблем оптимизации (рационализации), организации и осуществлении государственного (муниципального) управления, правового регулирования государственной (муниципальной) службы и др.
После обоснования актуальности четко формулируются цель проводимого исследования и задачи, которые необходимо решить в соответствии с поставленной целью. Цель ВКР, как правило, определяется её названием (темой). В качестве цели может быть, например, анализ (оценка), исследование, разработка (проектирование), совершенствование (модернизация, повышение уровня) и др. Возможны темы с формулированием комплексной цели, например «анализ и разработка», «оценка и совершенствование» и т. д.
Задачи исследования формулируются в форме перечисления {изучить.... исследовать..., описать..., установить..., охарактеризовать..., проанализировать..., оценить..., выявить..., рассмотреть..., обосновать..., определить... и т. д.).
Формулировки задач обычно отражают название разделов и подразделов ВКР. Они должны быть точными и краткими.
На основании цели и задач определяются объект и предмет исследования. Обоснование выбора конкретного объекта и предмета исследования сопровождается ссылками на основные показатели, важнейшие критерии и фактические данные, характеризующие действительное положение дел, реальные ситуации в практике функционирования объекта и предмета исследования и др.
Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет - это то, что находится в границах объекта. В объекте выделяется часть, которая служит предметом исследования. Иначе говоря, объект - понятие более широкое, чем предмет.
В качестве объекта исследования может выступать, например, система (органов государственной власти, органов местного самоуправления; муниципальное образование, муниципальная служба и т. д.), функция (управления, регулирования, организации, правоприменения и т. д.), характеристика (численность, эффективность и т. д.), процесс (процесс реформирования системы, государственно-управленческая или государственно-служебная деятельность, мотивация персонала и т. д.) и т. д.
Так же, как и цель ВКР, его объект может быть комплексным, например: «структура функций», «характеристика процесса» и т. д. Иначе говоря, объектом исследования может быть система государственного управления или муниципального управления в определенной сфере (отрасли) или определенного уровня, вида (подвида).
Основным предметом исследования могут быть: органы (государственной власти различного уровня, местного самоуправления); кадры (государственной или муниципальной службы, т.е. органов государственной власти, органов местного самоуправления; предприятий, организаций, учреждений государственной (муниципальной) формы собственности и т. д.); аппарат (государственного (муниципального) органа, управления и т. д.); деятельность (органов власти различного уровня, предприятий, организаций, учреждений) ресурсное обеспечение (информационное, организационно-техническое, финансовое, учебно-научное, методическое, кадровое и т. д.); нормативно-правовая база (законодательство) организации и деятельности, исполнительская дисциплина, социально-экономические, политические, правовые, психологические, социологические, исторические и другие аспекты государственного (муниципального) управления и государственной (муниципальной) службы.
Во введении необходимо также определить методы, используемые при исследовании. Методы являются необходимым условием достижения поставленной цели исследования. В ВКР используются, например, программно-целевые методы совершенствования планирования и управления; экономико-математическое моделирование для выбора оптимальных решений; общенаучные и специальные подходы и методы обоснования результатов и предложений, формулируемых в выпускной квалификационной работе (системный подход, системный анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнительно-исторический, балансовый, статистический, эксперимент, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, структурно-функциональный подход, статистический, моделирование и многие другие).
В зависимости от индивидуальных особенностей студента введение может быть написано как на начальном, так и на конечном этапах выполняемой работы. Это связано с тем, что в начале исследования введение пишется для того, чтобы автор мог лучше представить себе направление своих исследовательских поисков, так как это помогает ему сгруппировать материал и наметить план, а если в конце, т. е. когда работа по написанию основной части текста уже выполнена, то это делается для того, чтобы охарактеризовать ее с помощью параметров введения.
Текстуальный объем введения обычно не превышает 5-10% общего объема основной (содержательной) части выполненной работы.
По содержательности и качеству написания введения чаще всего можно судить о степени компетентности автора, его знании освещаемой проблемы, а также о действительно оригинальном авторском взгляде.
По введению во многом можно составить мнение и о характере работы в целом, так как в нем объективно отмечаются оценочно-квалификационные критерии исследования.
1.2.3. Информационно-теоретическая часть (Первая глава)
Исходя из логики выполнения исследования и структурного построения ВКР, первую главу составляет информационно-теоретическая часть.
В данной главе следует подробно остановиться на освещении проблемно-теоретических аспектов темы исследования, рассмотреть их с различных методологических позиций. Для этого целесообразно провести обзор литературы по методам решения задач исследования, выявить различия в основных подходах и точках зрения на рассматриваемую проблему, проанализировать исторические этапы становления развития системы (института), явления, нормативно-правовую базу организации и деятельности конкретного государственного (муниципального) органа, предприятия, организации, учреждения государственной (муниципальной) формы собственности. При этом можно проиллюстрировать свои замечания статистическими данными и результатами социологических исследований (опросов) либо другими данными, представленными в виде графиков, схем, диаграмм, таблиц и т. п.
Также в данной главе характеризуется нормативно-правовая база объекта (предмета) исследования, использованные источники и другие материалы. Раскрываются исторические и современные взгляды и подходы к решению исследуемой проблемы в контексте конкретной ситуации государственно-управленческой деятельности, зарубежный опыт и др.
Целесообразно показать решаемую проблему с использованием фактических данных из правоприменительной практики в той или иной сфере государственного (муниципального) управления и государственной (муниципальной) службы, которой посвящено исследование.
Исследование должно базироваться на основных закономерностях и принципах теории и организации государственного (муниципального) управления, на общих теоретических положениях науки управления, достижениях научной мысли, обоснованных и общепринятых утверждениях, представляя собой их конкретизацию (а чаще - следствие из них) по отношению к исследуемому объекту с необходимой аргументацией.
Студент должен грамотно оперировать понятиями и терминами государственно-управленческой терминологии, понятиями и методами научных дисциплин.
В первой части обосновывается выбор конкретных методов решения поставленных задач, разрабатываются основные модели такого решения, проводится анализ существующих подходов и методов решения проблемных ситуаций в определенной сфере государственного (муниципального) управления.
Достоинством работы является использование эмпирического материала организации и деятельности конкретных государственных или муниципальных органов, их подразделений, предприятий, организаций, учреждений государственной и муниципальной форм собственности. Такие сведения
могут быть собраны в ходе учебно-ознакомительной, экономической и практики менеджмента, преддипломной практики или иных формах участия студента в работе указанных выше организаций.
Завершается первая часть формулированием общих требований к исходной информации для решения задач аналитической и практической (проектной) частей, где они конкретизируются.
Теоретические и методические разработки автора выпускной квалификационной работы могут представлять: обоснование новых параметров или показателей, характеризующих системы и процессы государственного (муниципального) управления, государственной (муниципальной) службы; методику выявления зависимостей между показателями; методику и модель прогнозирования результатов государственного (муниципального) управления в целом и по отдельным параметрам и др. Основное внимание должно быть обращено на обоснование и убедительное доказательство полезности и эффективности предлагаемых автором теоретических и методологических подходов и решений.
1.2.4. Проблемно-аналитическая часть (Вторая глава)
В этой главе, основываясь на положениях, сформулированных в теоретической части, проводится проблемно-аналитическая разработка методических задач ВКР. Методическая постановка задач ВКР и их концептуальная разработка представляют собой проблемно-аналитическую часть исследования.
В данной части дается характеристика и анализ организации государственного (муниципального) управления, осуществляемого конкретным государственным (муниципальным) органом, его структура, деятельность и др.
Автор проводит социально-экономический или организационно-правовой анализ объекта (предмета) исследования, который должен отличаться комплексностью и системностью, использованием междисциплинарного подхода. При комплексном анализе объекта (предмета) исследования в ряде случаев может оказаться целесообразным, к примеру, сопоставление фактической численности аппарата государственного (муниципального) органа со штатной, нормами и нормативами; установление объема управленческих затрат, трудоемкости управленческих функций; анализ состава управленческих процедур и их распределения в процессе подготовки, принятия и реализации управленческих решений и т. д.
Если в исследовании приводится социально-экономический анализ объекта (предмета) исследования, то данные анализируются за последние три года.
Диагностический анализ государственного (муниципального) органа, организации государственного (муниципального) управления и других нацелен:
- на оценку достигнутого уровня организации государственного (муниципального) управления;
ситуаций и причин, их вызывающих; совершенствования государственно-управленческих процессов, как в целом, так и отдельных сторон (сфер) организации, функционирования и правового регулирования деятельности государственного (муниципального) аппарата. Поиск мероприятий по рационализации и оптимизации государственного (муниципального) управления, выбор конкретных вариантов их реализации с обязательным обоснованием - основное содержание и необходимое требование к выполнению практической части ВКР.
В процессе исследовательского поиска, практических мероприятий и
обоснования их предпочтительности и преимуществ перед фактическим по
ложением дел в определенной сфере управления существуют различные под
ходы, t
Нормативный подход, при котором разрабатываемые мероприятия основываются на конкретных нормативных материалах, как общего значения, так и ведомственных (межведомственных). Особое внимание уделяется правовым актам, а также актам методического характера, принимаемым органами государственной власти и местного самоуправления.
Научно-методический подход предполагает при разработке мероприятий основываться на прямом или косвенном использовании требований, методик и рекомендаций научных исследований, разработок НИИ и аналогичных учебных и научных учреждений.
При использовании новаторского опыта современной деятельности отечественных государственных (муниципальных) органов учитывается анализ их исторического опыта, а также опыта аналогичных зарубежных государственных (муниципальных) структур и институтов.
Экспериментальный подход используется тогда, когда мероприятия основываются на результатах экспериментов, опросов, проведенных студентом в ходе исследования непосредственно на объекте (в государственном или муниципальном органе, подразделениях, предприятиях, организациях, в учреждениях государственной (муниципальной) формы собственности).
Моделирование вариантов предложений по внедрению практических мероприятий и их обоснование могут проводиться с использованием экономических, политологических, правовых, математических и других аналитических подходов [5].
Рекомендации, разработанные в практической части, должны быть изложены достаточно подробно и обстоятельно, с необходимой степенью детализации.
Вспомогательные материалы следует выносить в приложения. Целесообразно начинать с разработки общих, широкомасштабных мероприятий и завершать частными, менее масштабными. Все предлагаемые мероприятия должны быть увязаны с существующей системой государственного (муниципального) управления. Реальность мероприятий по совершенствованию обосновывается практической возможностью преодоления правовых, экономических, политических, организационных, технических, психологических и других трудностей.
Каждая глава ВКР должна завершаться краткими обобщающими выводами, начинающимися вводными словами {итак, таким образом, следовательно и др.).
1.2.6. Заключение
В заключении (5-10% общего объема содержательной части) ёмко и сжато в обобщенном виде излагаются главные результаты проведенного исследования. Заключение представляет собой краткие выводы, характеризующие итоги проведенного исследования. В нем лаконично, тезисно дается оценка общего состояния объекта исследования с точки зрения аспектных вопросов объекта (предмета) исследования, итоги проведенного анализа и выводы теоретических заключений, сводный перечень и краткая характеристика наиболее важных предлагаемых рекомендаций и мероприятий, направленных на устранение выявленных недостатков и повышение эффективности в данной сфере управленческой и(или) служебной деятельности и решению, поставленных автором во введении задач. Иначе говоря, заключение представляет собой не просто перечень полученных результатов проведенного исследования, а их итоговый синтез, т. е. формулирование того, что предложено автором для решения проблем либо путей совершенствования организации или деятельности объекта (предмета) исследования.
1.2.7. Список использованных источников
Библиографический аппарат в ВКР - это ключ к источникам, которыми автор пользовался при её написании. Кроме того, такой аппарат выражает научную этику и культуру научного труда. По нему можно судить о степени осведомленности студента в имеющейся литературе по изучаемой проблеме. Библиографический аппарат представлен списком использованной литературы.
Список использованных источников является элементом библиографического аппарата, который содержит библиографические описания использованных источников и помещается после заключения. Такой список составляет одну из существенных частей ВКР, отражающих самостоятельную творческую работу её автора. Библиографическое описание оставляется непосредственно по произведению печати или по каталогам и библиографическим указателям полностью, без пропусков элементов, сокращений заглавий и т. д. В список использованных источников не включаются те источники, на которые нет ссылок в основном тексте, а также которые фактически не были использованы. Все источники, использованные автором в ВКР, приводятся в алфавитном порядке.
При составлении данного списка рекомендуется придерживаться такой последовательности:
1. Законодательные и нормативно-правовые акты:
1.1. Акты федеральных органов государственной власти:
- Конституция Российской Федерации;
- Кодексы;
сокращенное, например Санкт-Петербург обозначается аббревиатурой СПб., Москва— М.), название издательства, год издания, количество страниц;
- используются как постраничные, так и концевые сноски. Если ис
пользуются постраничные сноски, то они печатаются через 1 интервал;
- цифровой материал следует оформлять в виде таблиц;
- таблицы и иллюстрации должны иметь название. Иллюстрация обо
значается словом «Рис.» (если в работе одна иллюстрация, то она не нумеру
ется и слово «Рис.» не пишется), таблица - «Таблица 1»;
- иллюстрации нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией;
- таблицы и схемы, занимающие более одной страницы, следует
оформлять в виде приложений;
- в тексте ВКР помещаются итоговые и наиболее важные материалы,
преимущественно авторского исполнения;
- служебно-вспомогательные материалы (инструкции, методики,
бланки документов, иллюстрации и др.) следует выносить в приложения;
- иллюстрации и таблицы по возможности располагаются так, чтобы
их можно было рассмотреть без поворота страницы или с поворотом по часо
вой стрелке. Они размещаются после первого упоминания о них в тексте;
- если в тексте применяются символы, единицы, сокращения слов и сло
восочетаний, специальные обозначения, отличные от принятых официально или
общеизвестных, то составляется перечень условных обозначений. Он приводит
ся, если такие обозначения повторяются в тексте более двух раз; если однократно
либо двукратно - то их расшифровка дается непосредственно в тексте при пер
вом упоминании. Перечень условных обозначений располагается столбцом, в ко
тором в алфавитном порядке слева указываются использованные в тексте услов
ные обозначения или сокращения, справа - их полная расшифровка;
- в тексте работы может встречаться цифровая информация, например
однозначные количественные числительные пишутся словами (в двух главах,
выявлено пять точек зрения и др.). Многозначные количественные числи
тельные пишутся цифрами (75 статей закона и др.), за исключением числи
тельных, которыми начинается абзац, такие числительные пишутся словами;
- нумерация страниц ВКР ведется арабскими цифрами и проводится
по всему тексту, включая приложения, а также иллюстрации, таблицы, схе
мы, графики, диаграммы и др., занимающие отдельные листы. Отсчет поряд
ковых номеров начинается с титульного листа, на котором номер страницы
не ставится. Введение начинается с третьей страницы;
- оформление работы завершается ее брошюрованием.