Подготовка к написанию основных разделов ВКР и работа над рукописью

Выпускная квалификационная работа должна иметь логично выстро­енную структуру, которая в систематизированной форме концентрированно отражает текстуально изложенное содержание проведенного исследования, его результаты и практические рекомендации.


По содержанию и форме работа должна соответствовать ГОСТу. Типо­вая структура работы включает следующие части (разделы):

1. Титульный лист (Приложение 3).

2. Содержание (Оглавление).

3. Введение.

4. Глава 1. (Информационно-теоретическая часть).

5. Глава 2. (Проблемно-аналитическая часть).

6. Глава 3. (Проектно-практическая часть).

7. Заключение.

8. Список использованных источников.

9. Приложения.

В текстовой части ВКР должны быть соблюдены основные требова­ния:

- отражать актуальную проблему управления, с систематизацией
причин её возникновения, факторов, направлений, а также механизмов и ме­
тодов решения;

- обоснование предложений результатами анализа государствен-
но(муниципально)-управленческой деятельности объекта;

- реальная направленность результатов и проектно-практических (ре­
комендованных) мероприятий на повышение эффективности и оптимизацию
выполняемых функций, структуры и т. д.;

- соответствие предлагаемых мероприятий по совершенствованию
организации управления целям и перспективным тенденциям социальной
ориентированности государственного (муниципального) управления;

- действенность и конкретность выводов о состоянии организации
управления и предложений, направленных на ее модернизацию, социально-
экономическая обоснованность предложений;

- соответствие уровня разработки темы современному уровню мето­
дических положений и рекомендаций по организации государственного (му­
ниципального) управления [5].

- оформление в соответствии с нормативными требованиями ГОСТ.
Важным направлением исследования является разработка предложений

по совершенствованию организационной структуры (деятельности) и мето­дов государственного (муниципального) управления.

Общие методологические подходы рассматривают исследование как процесс последовательного анализа и разработки проблем (вопросов) госу­дарственно-управленческой и государственно-служебной деятельности, вы­явления недостатков и резервов совершенствования управления и внесения предложений по реорганизации существующих или созданию новых струк­тур государственного (муниципального) аппарата. В этих целях студент дол­жен в полной мере использовать полученные знания по дисциплинам право­вого и управленческого циклов, а также общественных наук (социологии, политологии, истории, философии, культурологии и др.).


В процессе исследования студент должен проявить знания в области методик:

— проектного обследования объекта управления и управляющей сис­
темы, анализа подсистем, технологии государственного и муниципального
управления, функционирования государственного (муниципального) органа;

- проектирования организации управления (оптимизации организаци­
онно-структурных и функциональных процессов, рационализации управлен­
ческих процедур и операций, совершенствования взаимосвязей между под­
разделениями управляющей системы, обоснования применения технических
средств управления и т. д.), начиная с общих принципов решения этих задач
и заканчивая разработкой нормативньрс (должностных инструкций, норма­
тивно-правовых актов и др.), методических документов и др.;

- совершенствования государственно-управленческих структур и ме­
ханизмов реализации принятых решений;

— определения социальной и экономической эффективности проект­
ных решений по организации государственного (муниципального) управле­
ния и др. [5].

Проектирование систем государственного и муниципального управле­ния должно базироваться на использовании проверенных практикой методов, социально-экономической и правовой оценке условий применения сущест­вующих систем и возможности их совершенствования.

Студент должен знать и постоянно изучать новейшие достижения в теории и практике государственного и муниципального управления, исторический отече­ственный и зарубежный опыт государственного и муниципального управления.

Исследование должно основываться на действующем международном праве, законодательстве Российской Федерации, субъектов Российской Фе­дерации, нормативно-правовой базе муниципальных образований, предпри­ятий, организаций, учреждений государственной (муниципальной) формы собственности.

Выпускная квалификационная работа выполняется на основе изучения литературы по специальности (учебников, учебных пособий, методических материалов и др.), нормативно-правовых источников, специальной литерату­ры по избранной теме (монографий, других научных изданий, статей и др.), материалов средств массовой информации и др.

Работу по выполнению исследования условно можно разделить на три стадии:

1. Подготовительная (сбор материалов, накопление информации,
подбор литературы).

2. Исследовательская (обобщение и анализ фактических данных, по­
ложенных в основу теоретической и эмпирической частей исследования).
Текстуальное изложение авторских идей, мыслей.

3. Оформительская (приведение в соответствие с предъявляемыми
требованиями всех материалов, из которых будет состоять ВКР, придание ей
законченного вида).



Подготовка к исследованию начинается с выбора и закрепления темы. Для этого предварительно изучается литература по выбранной тематической проблеме.

Выполнение ВКР ведется на основе собранных и обобщенных мате­риалов, систематизированной и детальной проработки литературных и иных источников, теоретического анализа фактических данных, взятых за основу, и др.

Сбор материалов, накопление информации, подбор литературы, озна­комление с нормативно-правовыми источниками целесообразно провести во время преддипломной практики. На этой стадии окончательно формулирует­ся тема, определяется цель исследования, ставятся исследовательские задачи, определяются критерии и разрабатывается методика их решения, формирует­ся гипотеза исследования и модель разработки поставленных задач, направ­ленных на достижение цели ВКР.

1.2.1. Содержание (Оглавление)

Успешное написание ВКР зависит от организации самостоятельной ра­боты студента, а также от правильно составленного плана исследования (Приложение 4).

После утверждения темы и получения задания по ВКР от научного ру­ководителя (Приложение 5) студент самостоятельно составляет план (содер­жание или оглавление) работы. Правильно составленный план помогает сис­тематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения.

План согласовывается с научным руководителем. В процессе написа­ния ВКР план может корректироваться.

Содержание (оглавление) представляет собой составленный в опреде­ленном порядке перечень разделов (глав), подразделов (параграфов), пунк­тов, которые будут рассматриваться в работе с указанием страницы, с кото­рой они начинаются.

Заголовки содержания (оглавления) должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательно­сти по сравнению с заголовками в тексте нельзя.

1.2.2. Введение

Введением открывается ВКР. Данная часть должна содержать все ос­новные квалификационные признаки ВКР.

Во введении обосновывается необходимость разработки сформулиро­ванной темы исследования, её актуальность, формулируются цель и задачи, определяются методы исследования.

Обоснование актуальности темы является начальным этапом любо­го исследования. Под актуальностью темы исследования принято понимать степень его важности в определенный момент времени и в определенных ус-


ловиях. Актуальность темы может подтверждаться ссылками на вновь при­нимаемые законы, указы, постановления органов государственной власти Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, органов мест­ного самоуправления, касающиеся рассматриваемых в ВКР вопросов, на эм­пирический материал и др.

Во введении также отмечается практическая значимость выполне­ния исследования, характеризуется степенью разработанности данной про­блемы в специальной литературе, ставятся цели и задачи исследования, фор­мулируется его теоретическая основа. Практическое значение разработки те­мы исследования подчеркивается ее важностью в решении общих проблем оптимизации (рационализации), организации и осуществлении государствен­ного (муниципального) управления, правового регулирования государствен­ной (муниципальной) службы и др.

После обоснования актуальности четко формулируются цель проводи­мого исследования и задачи, которые необходимо решить в соответствии с поставленной целью. Цель ВКР, как правило, определяется её названием (темой). В качестве цели может быть, например, анализ (оценка), исследова­ние, разработка (проектирование), совершенствование (модернизация, повы­шение уровня) и др. Возможны темы с формулированием комплексной цели, например «анализ и разработка», «оценка и совершенствование» и т. д.

Задачи исследования формулируются в форме перечисления {изу­чить.... исследовать..., описать..., установить..., охарактеризовать..., проанализировать..., оценить..., выявить..., рассмотреть..., обосно­вать..., определить... и т. д.).

Формулировки задач обычно отражают название разделов и подразде­лов ВКР. Они должны быть точными и краткими.

На основании цели и задач определяются объект и предмет исследова­ния. Обоснование выбора конкретного объекта и предмета исследования со­провождается ссылками на основные показатели, важнейшие критерии и фактические данные, характеризующие действительное положение дел, ре­альные ситуации в практике функционирования объекта и предмета исследо­вания и др.

Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуа­цию и избранное для изучения. Предмет - это то, что находится в границах объекта. В объекте выделяется часть, которая служит предметом исследова­ния. Иначе говоря, объект - понятие более широкое, чем предмет.

В качестве объекта исследования может выступать, например, систе­ма (органов государственной власти, органов местного самоуправления; му­ниципальное образование, муниципальная служба и т. д.), функция (управле­ния, регулирования, организации, правоприменения и т. д.), характеристика (численность, эффективность и т. д.), процесс (процесс реформирования сис­темы, государственно-управленческая или государственно-служебная дея­тельность, мотивация персонала и т. д.) и т. д.


Так же, как и цель ВКР, его объект может быть комплексным, напри­мер: «структура функций», «характеристика процесса» и т. д. Иначе говоря, объектом исследования может быть система государственного управления или муниципального управления в определенной сфере (отрасли) или опре­деленного уровня, вида (подвида).

Основным предметом исследования могут быть: органы (государст­венной власти различного уровня, местного самоуправления); кадры (государ­ственной или муниципальной службы, т.е. органов государственной власти, органов местного самоуправления; предприятий, организаций, учреждений го­сударственной (муниципальной) формы собственности и т. д.); аппарат (го­сударственного (муниципального) органа, управления и т. д.); деятельность (органов власти различного уровня, предприятий, организаций, учреждений) ресурсное обеспечение (информационное, организационно-техническое, фи­нансовое, учебно-научное, методическое, кадровое и т. д.); нормативно-правовая база (законодательство) организации и деятельности, исполнитель­ская дисциплина, социально-экономические, политические, правовые, психоло­гические, социологические, исторические и другие аспекты государственного (муниципального) управления и государственной (муниципальной) службы.

Во введении необходимо также определить методы, используемые при исследовании. Методы являются необходимым условием достижения по­ставленной цели исследования. В ВКР используются, например, программно-целевые методы совершенствования планирования и управления; экономико-математическое моделирование для выбора оптимальных решений; общена­учные и специальные подходы и методы обоснования результатов и предло­жений, формулируемых в выпускной квалификационной работе (системный подход, системный анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнительно-исторический, балансовый, статистический, эксперимент, анкетирование, ин­тервьюирование, наблюдение, структурно-функциональный подход, стати­стический, моделирование и многие другие).

В зависимости от индивидуальных особенностей студента введение может быть написано как на начальном, так и на конечном этапах выполняе­мой работы. Это связано с тем, что в начале исследования введение пишется для того, чтобы автор мог лучше представить себе направление своих иссле­довательских поисков, так как это помогает ему сгруппировать материал и наметить план, а если в конце, т. е. когда работа по написанию основной части текста уже выполнена, то это делается для того, чтобы охарактеризо­вать ее с помощью параметров введения.

Текстуальный объем введения обычно не превышает 5-10% общего объема основной (содержательной) части выполненной работы.

По содержательности и качеству написания введения чаще всего мож­но судить о степени компетентности автора, его знании освещаемой пробле­мы, а также о действительно оригинальном авторском взгляде.

По введению во многом можно составить мнение и о характере работы в целом, так как в нем объективно отмечаются оценочно-квалификационные критерии исследования.


1.2.3. Информационно-теоретическая часть (Первая глава)

Исходя из логики выполнения исследования и структурного построе­ния ВКР, первую главу составляет информационно-теоретическая часть.

В данной главе следует подробно остановиться на освещении проблем­но-теоретических аспектов темы исследования, рассмотреть их с различных методологических позиций. Для этого целесообразно провести обзор литера­туры по методам решения задач исследования, выявить различия в основных подходах и точках зрения на рассматриваемую проблему, проанализировать исторические этапы становления развития системы (института), явления, нормативно-правовую базу организации и деятельности конкретного госу­дарственного (муниципального) органа, предприятия, организации, учрежде­ния государственной (муниципальной) формы собственности. При этом можно проиллюстрировать свои замечания статистическими данными и ре­зультатами социологических исследований (опросов) либо другими данны­ми, представленными в виде графиков, схем, диаграмм, таблиц и т. п.

Также в данной главе характеризуется нормативно-правовая база объ­екта (предмета) исследования, использованные источники и другие материа­лы. Раскрываются исторические и современные взгляды и подходы к реше­нию исследуемой проблемы в контексте конкретной ситуации государствен­но-управленческой деятельности, зарубежный опыт и др.

Целесообразно показать решаемую проблему с использованием факти­ческих данных из правоприменительной практики в той или иной сфере го­сударственного (муниципального) управления и государственной (муници­пальной) службы, которой посвящено исследование.

Исследование должно базироваться на основных закономерностях и принципах теории и организации государственного (муниципального) управ­ления, на общих теоретических положениях науки управления, достижениях научной мысли, обоснованных и общепринятых утверждениях, представляя собой их конкретизацию (а чаще - следствие из них) по отношению к иссле­дуемому объекту с необходимой аргументацией.

Студент должен грамотно оперировать понятиями и терминами госу­дарственно-управленческой терминологии, понятиями и методами научных дисциплин.

В первой части обосновывается выбор конкретных методов решения поставленных задач, разрабатываются основные модели такого решения, проводится анализ существующих подходов и методов решения проблемных ситуаций в определенной сфере государственного (муниципального) управ­ления.

Достоинством работы является использование эмпирического материа­ла организации и деятельности конкретных государственных или муници­пальных органов, их подразделений, предприятий, организаций, учрежде­ний государственной и муниципальной форм собственности. Такие сведения


могут быть собраны в ходе учебно-ознакомительной, экономической и прак­тики менеджмента, преддипломной практики или иных формах участия сту­дента в работе указанных выше организаций.

Завершается первая часть формулированием общих требований к ис­ходной информации для решения задач аналитической и практической (про­ектной) частей, где они конкретизируются.

Теоретические и методические разработки автора выпускной квалифи­кационной работы могут представлять: обоснование новых параметров или показателей, характеризующих системы и процессы государственного (му­ниципального) управления, государственной (муниципальной) службы; ме­тодику выявления зависимостей между показателями; методику и модель прогнозирования результатов государственного (муниципального) управле­ния в целом и по отдельным параметрам и др. Основное внимание должно быть обращено на обоснование и убедительное доказательство полезности и эффективности предлагаемых автором теоретических и методологических подходов и решений.

1.2.4. Проблемно-аналитическая часть (Вторая глава)

В этой главе, основываясь на положениях, сформулированных в теорети­ческой части, проводится проблемно-аналитическая разработка методических задач ВКР. Методическая постановка задач ВКР и их концептуальная разработ­ка представляют собой проблемно-аналитическую часть исследования.

В данной части дается характеристика и анализ организации государст­венного (муниципального) управления, осуществляемого конкретным госу­дарственным (муниципальным) органом, его структура, деятельность и др.

Автор проводит социально-экономический или организационно-правовой анализ объекта (предмета) исследования, который должен отли­чаться комплексностью и системностью, использованием междисциплинар­ного подхода. При комплексном анализе объекта (предмета) исследования в ряде случаев может оказаться целесообразным, к примеру, сопоставление фактической численности аппарата государственного (муниципального) ор­гана со штатной, нормами и нормативами; установление объема управленче­ских затрат, трудоемкости управленческих функций; анализ состава управ­ленческих процедур и их распределения в процессе подготовки, принятия и реализации управленческих решений и т. д.

Если в исследовании приводится социально-экономический анализ объ­екта (предмета) исследования, то данные анализируются за последние три года.

Диагностический анализ государственного (муниципального) органа, организации государственного (муниципального) управления и других наце­лен:

- на оценку достигнутого уровня организации государственного (му­ниципального) управления;


ситуаций и причин, их вызывающих; совершенствования государственно-управленческих процессов, как в целом, так и отдельных сторон (сфер) органи­зации, функционирования и правового регулирования деятельности государст­венного (муниципального) аппарата. Поиск мероприятий по рационализации и оптимизации государственного (муниципального) управления, выбор кон­кретных вариантов их реализации с обязательным обоснованием - основное со­держание и необходимое требование к выполнению практической части ВКР.

В процессе исследовательского поиска, практических мероприятий и
обоснования их предпочтительности и преимуществ перед фактическим по­
ложением дел в определенной сфере управления существуют различные под­
ходы, t

Нормативный подход, при котором разрабатываемые мероприятия ос­новываются на конкретных нормативных материалах, как общего значения, так и ведомственных (межведомственных). Особое внимание уделяется пра­вовым актам, а также актам методического характера, принимаемым органа­ми государственной власти и местного самоуправления.

Научно-методический подход предполагает при разработке мероприя­тий основываться на прямом или косвенном использовании требований, ме­тодик и рекомендаций научных исследований, разработок НИИ и аналогич­ных учебных и научных учреждений.

При использовании новаторского опыта современной деятельности отечественных государственных (муниципальных) органов учитывается ана­лиз их исторического опыта, а также опыта аналогичных зарубежных госу­дарственных (муниципальных) структур и институтов.

Экспериментальный подход используется тогда, когда мероприятия основываются на результатах экспериментов, опросов, проведенных студен­том в ходе исследования непосредственно на объекте (в государственном или муниципальном органе, подразделениях, предприятиях, организациях, в уч­реждениях государственной (муниципальной) формы собственности).

Моделирование вариантов предложений по внедрению практических мероприятий и их обоснование могут проводиться с использованием эконо­мических, политологических, правовых, математических и других аналити­ческих подходов [5].

Рекомендации, разработанные в практической части, должны быть из­ложены достаточно подробно и обстоятельно, с необходимой степенью дета­лизации.

Вспомогательные материалы следует выносить в приложения. Целесооб­разно начинать с разработки общих, широкомасштабных мероприятий и за­вершать частными, менее масштабными. Все предлагаемые мероприятия должны быть увязаны с существующей системой государственного (муниципального) управления. Реальность мероприятий по совершенствованию обосновывается практической возможностью преодоления правовых, экономических, политиче­ских, организационных, технических, психологических и других трудностей.


Каждая глава ВКР должна завершаться краткими обобщающими выво­дами, начинающимися вводными словами {итак, таким образом, следова­тельно и др.).

1.2.6. Заключение

В заключении (5-10% общего объема содержательной части) ёмко и сжато в обобщенном виде излагаются главные результаты проведенного ис­следования. Заключение представляет собой краткие выводы, характери­зующие итоги проведенного исследования. В нем лаконично, тезисно дается оценка общего состояния объекта исследования с точки зрения аспектных вопросов объекта (предмета) исследования, итоги проведенного анализа и выводы теоретических заключений, сводный перечень и краткая характе­ристика наиболее важных предлагаемых рекомендаций и мероприятий, на­правленных на устранение выявленных недостатков и повышение эффектив­ности в данной сфере управленческой и(или) служебной деятельности и ре­шению, поставленных автором во введении задач. Иначе говоря, заключение представляет собой не просто перечень полученных результатов проведенно­го исследования, а их итоговый синтез, т. е. формулирование того, что пред­ложено автором для решения проблем либо путей совершенствования орга­низации или деятельности объекта (предмета) исследования.

1.2.7. Список использованных источников

Библиографический аппарат в ВКР - это ключ к источникам, которыми автор пользовался при её написании. Кроме того, такой аппарат выражает на­учную этику и культуру научного труда. По нему можно судить о степени осве­домленности студента в имеющейся литературе по изучаемой проблеме. Биб­лиографический аппарат представлен списком использованной литературы.

Список использованных источников является элементом библиографи­ческого аппарата, который содержит библиографические описания использо­ванных источников и помещается после заключения. Такой список составляет одну из существенных частей ВКР, отражающих самостоятельную творческую работу её автора. Библиографическое описание оставляется непосредственно по произведению печати или по каталогам и библиографическим указателям полностью, без пропусков элементов, сокращений заглавий и т. д. В список ис­пользованных источников не включаются те источники, на которые нет ссылок в основном тексте, а также которые фактически не были использованы. Все ис­точники, использованные автором в ВКР, приводятся в алфавитном порядке.

При составлении данного списка рекомендуется придерживаться такой последовательности:

1. Законодательные и нормативно-правовые акты:

1.1. Акты федеральных органов государственной власти:

- Конституция Российской Федерации;

- Кодексы;


сокращенное, например Санкт-Петербург обозначается аббревиатурой СПб., Москва— М.), название издательства, год издания, количество страниц;

- используются как постраничные, так и концевые сноски. Если ис­
пользуются постраничные сноски, то они печатаются через 1 интервал;

- цифровой материал следует оформлять в виде таблиц;

- таблицы и иллюстрации должны иметь название. Иллюстрация обо­
значается словом «Рис.» (если в работе одна иллюстрация, то она не нумеру­
ется и слово «Рис.» не пишется), таблица - «Таблица 1»;

- иллюстрации нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией;

- таблицы и схемы, занимающие более одной страницы, следует
оформлять в виде приложений;

- в тексте ВКР помещаются итоговые и наиболее важные материалы,
преимущественно авторского исполнения;

- служебно-вспомогательные материалы (инструкции, методики,
бланки документов, иллюстрации и др.) следует выносить в приложения;

- иллюстрации и таблицы по возможности располагаются так, чтобы
их можно было рассмотреть без поворота страницы или с поворотом по часо­
вой стрелке. Они размещаются после первого упоминания о них в тексте;

- если в тексте применяются символы, единицы, сокращения слов и сло­
восочетаний, специальные обозначения, отличные от принятых официально или
общеизвестных, то составляется перечень условных обозначений. Он приводит­
ся, если такие обозначения повторяются в тексте более двух раз; если однократно
либо двукратно - то их расшифровка дается непосредственно в тексте при пер­
вом упоминании. Перечень условных обозначений располагается столбцом, в ко­
тором в алфавитном порядке слева указываются использованные в тексте услов­
ные обозначения или сокращения, справа - их полная расшифровка;

- в тексте работы может встречаться цифровая информация, например
однозначные количественные числительные пишутся словами (в двух главах,
выявлено пять точек зрения и др.).
Многозначные количественные числи­
тельные пишутся цифрами (75 статей закона и др.), за исключением числи­
тельных, которыми начинается абзац, такие числительные пишутся словами;

- нумерация страниц ВКР ведется арабскими цифрами и проводится
по всему тексту, включая приложения, а также иллюстрации, таблицы, схе­
мы, графики, диаграммы и др., занимающие отдельные листы. Отсчет поряд­
ковых номеров начинается с титульного листа, на котором номер страницы
не ставится. Введение начинается с третьей страницы;

- оформление работы завершается ее брошюрованием.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: