Предварительное рассмотрение ВКР (предзащита)

До официальной защиты в целях предварительной проверки качества ВКР, соответствия профилю специальности и требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам высших учебных заведений по специальности 061000- Государственное и муниципальное управление, вы­пускающей кафедрой может проводиться предварительное рассмотрение ВКР. Целью проведения предзащиты является оказание помощи студенту в исправлении выявленных ошибок, выяснении спорных моментов, устране­нии недостатков оформления и т.п. Проведение предзащиты направлено на то, чтобы студент почувствовал уверенность в своей правоте, состоятель­ность как специалиста, убедился в достаточности собственных знаний и сил для успешной защиты ВКР.

Для проведения предзащиты создаются проблемно-тематические груп­пы из двух-трех специалистов вуза, по научному профилю которых выполне­на ВКР.

Дата предзащиты назначается заведующим кафедрой по согласованию с научным руководителем студента-дипломника.

Для повторного предварительного рассмотрения ВКР, получившей от­рицательное заключение членов проблемно-тематической группы, может быть созвано внеочередное заседание соответствующей кафедры.


На предзащите студент должен кратко изложить основные положения ВКР и достигнутые результаты, аргументированно ответить на вопросы. Проблемно-тематическая группа проводит предварительную экспертизу ВКР на предмет ее соответствия предъявляемым требованиям с учетом необходи­мости внесения композиционных либо редакционно-стилистических, техни­ческих, грамматических доработок и прочих поправок.

Итогом предварительного рассмотрения должно стать заключение о го­товности студента к официальной защите. Заключение удостоверяется подпи­сью заведующего кафедрой на титульном листе ВКР в отведенном месте.

2.4. Процедура защиты ВКР

Защита выпускной квалификационной работы включается в состав ито­говой государственной аттестации студентов высших учебных заведений, за­вершающих обучение по специальности 061000- Государственное и муни­ципальное управление.

Порядок защиты ВКР определяется Положением об итоговой государ­ственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации, утвержденным Побтановлением Государственного комитета Рос­сийской Федерации по высшему образованию от 25.05.94 г. № 3 [2].

Защита ВКР проходит публично на открытых заседаниях Государст­венной аттестационной комиссии (далее - ГАК) с участием не менее 2/3 её состава.

Процедура защиты включает в себя следующее. Председатель ГАК объявляет фамилию, имя, отчество студента, название темы ВКР, фамилию, имя, отчество, ученую степень, звание научного руководителя. Студент представляет членам ГАК раздаточный материал, затем делает доклад (рег­ламент-до 10 минут), в котором кратко определяет актуальность темы, це­ли ВКР, основные задачи, называются объект и предмет исследования. Затем студент кратко излагает основные положения разделов основной части ВКР, характеризует объект и предмет исследования, излагает основные положе­ния, к которым он пришел в результате проведенной работы, делает выводы. Главное внимание в докладе должно быть заострено на аналитическом обос­новании конкретных предложений и рекомендаций автора по решению выяв­ленных проблем либо по совершенствованию организации, структуры или деятельности объекта (предмета) исследования, а также на практической значимости ВКР. В заключение доклада следует дать собственную оценку достигнутым результатам исследования и возможности их практического применения. Во время доклада выпускник может пользоваться иллюстратив­ными материалами и различными вспомогательными средствами для нагляд­ной демонстрации положений ВКР: таблицы, графики, диаграммы и др. Дан­ный материал позволит не перегружать доклад цифровыми данными, наглядно продемонстрирует результаты проведенного исследования, будет способство­вать повышению достоверности и аналитичности при восприятии излагаемого


материала. Иллюстративный (раздаточный) материал оформляется на листах бумаги (формат А4) и раздается каждому члену Государственной аттестаци­онной комиссии. Все материалы, представленные в раздаточном материале, нумеруются в соответствии с хронологией использования их в докладе. Ко­личество иллюстративного материала зависит от темы ВКР, но, как правило, бывает достаточно 4-5 таблиц или иллюстраций. Избыточность раздаточного материала рассеивает внимание слушателей, чем нарушает логику изложения и целостность восприятия материала [4]. Обычно в методических рекомен­дациях по написанию и чтению научного доклада указываются основные требования, соблюдение которых позволяет избежать длинных пауз, ошибок (в том числе и ударение в словах):

1) цифры в докладе рекомендуется записывать только прописью, по
возможности округляя их;

2) не следует сокращать слова;

3) в многосложных и труднопроизносимых словах следует расставить
знаки ударения;

4) ключевые слова, несущие максимальную смысловую нагрузку, це­
лесообразно выделить в тексте подчеркиванием (чтобы интонационно было
легче расставить акценты);

5) по возможности рекомендуется избегать местоимений, заменяя их
существительными;

6) не следует перегружать текст сложными предложениями или раз­
ными видами сложных предложений;

7) необходимо постоянно контролировать свою речь, следить за дик­
цией, темпом, громкостью и интонацией при произношении. Для этого реко­
мендуется предварительно несколько раз прочитать вслух текст доклада,
фиксируя время чтения;

8) целесообразно оставлять большие поля при печатании доклада для
дополнения текста;

9) следует заранее подготовиться к ответам на замечания, высказанные
рецензентом [3, 4].

Насколько четко и аргументировано студент сможет выступить с представлением выполненной работы, расставив акценты на достигнутых результатах, настолько убедительным будет его выступление. Поэтому осо­бое внимание следует уделить речи студента. Она должна быть ясной, грам­матически точной, уверенной, понятной и убедительной. Речь также должна быть также выразительной, что зависит от темпа, интонации, громкости. Не­допустимо нарушение норм литературного произношения, в частности упот­ребление неправильных ударений в словах.

После завершения доклада члены Государственной аттестационной комиссии задают студенту вопросы, на которые он обязан дать аргументиро­ванные и исчерпывающие ответы. Вопросы могут задавать также и присутст­вующие на защите лица. Ответы должны быть убедительными, аргументиро­ванными, при необходимости подкреплены эмпирическим материалом. Пол­нота и глубина ответов влияет на оценку при защите работы.


Если на защите присутствуют научный руководитель и рецензент, то они могут выступить после ответов на вопросы. Если отсутствуют, - предсе­дательствующий после ответов на вопросы зачитывает отзывы научного ру­ководителя и рецензента, с которыми студент ознакомлен заранее. Студенту предоставляется возможность ответить на содержащиеся в отзыве и рецензии замечания. В ходе защиты ВКР с замечаниями и отзывом по содержанию ВКР может выступить любой из присутствующих.

2.5. Подведение итогов защиты ВКР

Результаты публичной защиты обсуждаются на закрытом заседании ГАК.

На основании защиты ВКР ГАК судит о том, умеет ли студент само­стоятельно творчески мыслить, критически оценивать факты, систематизи­ровать и обобщать материал, выделять в этом материале главное, использо­вать современные научные подходы и технологии, а также видит ли студент пути применения результатов сйоей работы на практике [4].

Оценка выставляется с учетом содержательности доклада, ответов на вопросы, отзывов научного руководителя и внешнего рецензента, оформле­ния работы.

Решения ГАК принимаются большинством голосов, ее членов, участ­вующих в заседании. При равном числе голосов решающий голос принадле­жит председателю комиссии.

Результаты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетво­рительно», «неудовлетворительно».

Оценки «отлично» заслуживает работа, в которой содержание изло­жено на высоком теоретическом уровне, дан анализ действующего законода­тельства, практики, содержится творческий подход к решению вопросов, сделаны обоснованные выводы, предложения по совершенствованию органи­зации или деятельности объекта (предмета) исследования. Во время защиты на все вопросы даны аргументированные ответы, при этом студент проявил творческие способности в понимании вопросов и изложении ответов на них. Работа оформлена в соответствии с требованиями.

Оценки «хорошо» заслуживает работа, в которой достигнута цель, ре­шены задачи, правильно сформулированы выводы, даны предложения по со­вершенствованию организации (деятельности) объекта (предмета) исследо­вания. Даны правильные ответы на большинство вопросов. Есть некоторые замечания к оформлению ВКР.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает работа, в которой теорети­ческие вопросы в основном раскрыты, сделаны в основном правильные вы­воды. Сформулированы некоторые предложения, но недостаточно аргумен­тированы. Во время защиты студент не ответил на ряд вопросов.

Оценки «неудовлетворительно» заслуживает работа, содержание ко­торой слабо раскрывает тему либо недостаточно представлены практическая


и информационно-теоретическая часть. При защите студент не дал правиль­ных ответов на большинство заданных вопросов. А также на выпускную ква­лификационную работу поступили отрицательные отзывы научного руково­дителя либо рецензента.

В случае неудовлетворительной защиты ВКР студент отчисляется из вуза. Повторная защита проводится в соответствии с положением об итого­вой аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Феде­рации [4].

Результаты защиты объявляются в день защиты после оформления в установленном порядке протоколов заседания ГАК.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выпускная квалификационная работа- одна из форм государственной аттестации студентов, заканчивающих высшее учебное заведение, - является обязательной и проводится наряду со сдачей комплексного экзамена по спе­циальности.

Выполнение выпускной квалификационной работы - это завершающий этап в подготовке специалистов по специальности «Государственное и му­ниципальное управление». Выпускная квалификационная работа защищается перед членами Государственной аттестационной комиссии и дает им основа­ние судить не только о качестве самой работы, но и о качестве подготовки специалиста в целом, а также о степени его готовности к самостоятельной работе по избранной специальности.

Выпускная квалификационная работа является работой, имеющей эле­менты научного исследования, в которой представлены результаты само­стоятельной разработки студентом конкретной темы (проблемы) на основе полученных в процессе обучения в высшем учебном заведении теоретиче­ских и практических знаний, умений, навыков по специальности. Подготовка выпускной квалификационной работы является сложным творческим про­цессом.

Выпускная квалификационная работа посвящается актуальной пробле­матике и должна содержать элементы новизны. Научно-исследовательский характер предполагает наличие в работе материалов собственных научных изысканий студента.

Комплексный подход к анализу выпускной квалификационной работы позволяет членам государственной аттестационной комиссии объективно оценить исследование студента [4].






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: