До официальной защиты в целях предварительной проверки качества ВКР, соответствия профилю специальности и требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам высших учебных заведений по специальности 061000- Государственное и муниципальное управление, выпускающей кафедрой может проводиться предварительное рассмотрение ВКР. Целью проведения предзащиты является оказание помощи студенту в исправлении выявленных ошибок, выяснении спорных моментов, устранении недостатков оформления и т.п. Проведение предзащиты направлено на то, чтобы студент почувствовал уверенность в своей правоте, состоятельность как специалиста, убедился в достаточности собственных знаний и сил для успешной защиты ВКР.
Для проведения предзащиты создаются проблемно-тематические группы из двух-трех специалистов вуза, по научному профилю которых выполнена ВКР.
Дата предзащиты назначается заведующим кафедрой по согласованию с научным руководителем студента-дипломника.
Для повторного предварительного рассмотрения ВКР, получившей отрицательное заключение членов проблемно-тематической группы, может быть созвано внеочередное заседание соответствующей кафедры.
|
|
На предзащите студент должен кратко изложить основные положения ВКР и достигнутые результаты, аргументированно ответить на вопросы. Проблемно-тематическая группа проводит предварительную экспертизу ВКР на предмет ее соответствия предъявляемым требованиям с учетом необходимости внесения композиционных либо редакционно-стилистических, технических, грамматических доработок и прочих поправок.
Итогом предварительного рассмотрения должно стать заключение о готовности студента к официальной защите. Заключение удостоверяется подписью заведующего кафедрой на титульном листе ВКР в отведенном месте.
2.4. Процедура защиты ВКР
Защита выпускной квалификационной работы включается в состав итоговой государственной аттестации студентов высших учебных заведений, завершающих обучение по специальности 061000- Государственное и муниципальное управление.
Порядок защиты ВКР определяется Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации, утвержденным Побтановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 25.05.94 г. № 3 [2].
Защита ВКР проходит публично на открытых заседаниях Государственной аттестационной комиссии (далее - ГАК) с участием не менее 2/3 её состава.
Процедура защиты включает в себя следующее. Председатель ГАК объявляет фамилию, имя, отчество студента, название темы ВКР, фамилию, имя, отчество, ученую степень, звание научного руководителя. Студент представляет членам ГАК раздаточный материал, затем делает доклад (регламент-до 10 минут), в котором кратко определяет актуальность темы, цели ВКР, основные задачи, называются объект и предмет исследования. Затем студент кратко излагает основные положения разделов основной части ВКР, характеризует объект и предмет исследования, излагает основные положения, к которым он пришел в результате проведенной работы, делает выводы. Главное внимание в докладе должно быть заострено на аналитическом обосновании конкретных предложений и рекомендаций автора по решению выявленных проблем либо по совершенствованию организации, структуры или деятельности объекта (предмета) исследования, а также на практической значимости ВКР. В заключение доклада следует дать собственную оценку достигнутым результатам исследования и возможности их практического применения. Во время доклада выпускник может пользоваться иллюстративными материалами и различными вспомогательными средствами для наглядной демонстрации положений ВКР: таблицы, графики, диаграммы и др. Данный материал позволит не перегружать доклад цифровыми данными, наглядно продемонстрирует результаты проведенного исследования, будет способствовать повышению достоверности и аналитичности при восприятии излагаемого
|
|
материала. Иллюстративный (раздаточный) материал оформляется на листах бумаги (формат А4) и раздается каждому члену Государственной аттестационной комиссии. Все материалы, представленные в раздаточном материале, нумеруются в соответствии с хронологией использования их в докладе. Количество иллюстративного материала зависит от темы ВКР, но, как правило, бывает достаточно 4-5 таблиц или иллюстраций. Избыточность раздаточного материала рассеивает внимание слушателей, чем нарушает логику изложения и целостность восприятия материала [4]. Обычно в методических рекомендациях по написанию и чтению научного доклада указываются основные требования, соблюдение которых позволяет избежать длинных пауз, ошибок (в том числе и ударение в словах):
1) цифры в докладе рекомендуется записывать только прописью, по
возможности округляя их;
2) не следует сокращать слова;
3) в многосложных и труднопроизносимых словах следует расставить
знаки ударения;
4) ключевые слова, несущие максимальную смысловую нагрузку, це
лесообразно выделить в тексте подчеркиванием (чтобы интонационно было
легче расставить акценты);
5) по возможности рекомендуется избегать местоимений, заменяя их
существительными;
6) не следует перегружать текст сложными предложениями или раз
ными видами сложных предложений;
7) необходимо постоянно контролировать свою речь, следить за дик
цией, темпом, громкостью и интонацией при произношении. Для этого реко
мендуется предварительно несколько раз прочитать вслух текст доклада,
фиксируя время чтения;
8) целесообразно оставлять большие поля при печатании доклада для
дополнения текста;
9) следует заранее подготовиться к ответам на замечания, высказанные
рецензентом [3, 4].
Насколько четко и аргументировано студент сможет выступить с представлением выполненной работы, расставив акценты на достигнутых результатах, настолько убедительным будет его выступление. Поэтому особое внимание следует уделить речи студента. Она должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, понятной и убедительной. Речь также должна быть также выразительной, что зависит от темпа, интонации, громкости. Недопустимо нарушение норм литературного произношения, в частности употребление неправильных ударений в словах.
|
|
После завершения доклада члены Государственной аттестационной комиссии задают студенту вопросы, на которые он обязан дать аргументированные и исчерпывающие ответы. Вопросы могут задавать также и присутствующие на защите лица. Ответы должны быть убедительными, аргументированными, при необходимости подкреплены эмпирическим материалом. Полнота и глубина ответов влияет на оценку при защите работы.
Если на защите присутствуют научный руководитель и рецензент, то они могут выступить после ответов на вопросы. Если отсутствуют, - председательствующий после ответов на вопросы зачитывает отзывы научного руководителя и рецензента, с которыми студент ознакомлен заранее. Студенту предоставляется возможность ответить на содержащиеся в отзыве и рецензии замечания. В ходе защиты ВКР с замечаниями и отзывом по содержанию ВКР может выступить любой из присутствующих.
2.5. Подведение итогов защиты ВКР
Результаты публичной защиты обсуждаются на закрытом заседании ГАК.
На основании защиты ВКР ГАК судит о том, умеет ли студент самостоятельно творчески мыслить, критически оценивать факты, систематизировать и обобщать материал, выделять в этом материале главное, использовать современные научные подходы и технологии, а также видит ли студент пути применения результатов сйоей работы на практике [4].
Оценка выставляется с учетом содержательности доклада, ответов на вопросы, отзывов научного руководителя и внешнего рецензента, оформления работы.
Решения ГАК принимаются большинством голосов, ее членов, участвующих в заседании. При равном числе голосов решающий голос принадлежит председателю комиссии.
Результаты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Оценки «отлично» заслуживает работа, в которой содержание изложено на высоком теоретическом уровне, дан анализ действующего законодательства, практики, содержится творческий подход к решению вопросов, сделаны обоснованные выводы, предложения по совершенствованию организации или деятельности объекта (предмета) исследования. Во время защиты на все вопросы даны аргументированные ответы, при этом студент проявил творческие способности в понимании вопросов и изложении ответов на них. Работа оформлена в соответствии с требованиями.
|
|
Оценки «хорошо» заслуживает работа, в которой достигнута цель, решены задачи, правильно сформулированы выводы, даны предложения по совершенствованию организации (деятельности) объекта (предмета) исследования. Даны правильные ответы на большинство вопросов. Есть некоторые замечания к оформлению ВКР.
Оценки «удовлетворительно» заслуживает работа, в которой теоретические вопросы в основном раскрыты, сделаны в основном правильные выводы. Сформулированы некоторые предложения, но недостаточно аргументированы. Во время защиты студент не ответил на ряд вопросов.
Оценки «неудовлетворительно» заслуживает работа, содержание которой слабо раскрывает тему либо недостаточно представлены практическая
и информационно-теоретическая часть. При защите студент не дал правильных ответов на большинство заданных вопросов. А также на выпускную квалификационную работу поступили отрицательные отзывы научного руководителя либо рецензента.
В случае неудовлетворительной защиты ВКР студент отчисляется из вуза. Повторная защита проводится в соответствии с положением об итоговой аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации [4].
Результаты защиты объявляются в день защиты после оформления в установленном порядке протоколов заседания ГАК.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выпускная квалификационная работа- одна из форм государственной аттестации студентов, заканчивающих высшее учебное заведение, - является обязательной и проводится наряду со сдачей комплексного экзамена по специальности.
Выполнение выпускной квалификационной работы - это завершающий этап в подготовке специалистов по специальности «Государственное и муниципальное управление». Выпускная квалификационная работа защищается перед членами Государственной аттестационной комиссии и дает им основание судить не только о качестве самой работы, но и о качестве подготовки специалиста в целом, а также о степени его готовности к самостоятельной работе по избранной специальности.
Выпускная квалификационная работа является работой, имеющей элементы научного исследования, в которой представлены результаты самостоятельной разработки студентом конкретной темы (проблемы) на основе полученных в процессе обучения в высшем учебном заведении теоретических и практических знаний, умений, навыков по специальности. Подготовка выпускной квалификационной работы является сложным творческим процессом.
Выпускная квалификационная работа посвящается актуальной проблематике и должна содержать элементы новизны. Научно-исследовательский характер предполагает наличие в работе материалов собственных научных изысканий студента.
Комплексный подход к анализу выпускной квалификационной работы позволяет членам государственной аттестационной комиссии объективно оценить исследование студента [4].