Живопись – это пространственный вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твердую поверхность. Живопись отражает и в свете тех или иных концепций оценивает духовное содержание эпохи, ее социальное развитие. Из истории живописи.
. Огромные духовные сокровища накоплены в ходе ее развития. В античную эпоху возникло стремление к воспроизведению реального мира таким, каким его видит человек. Это вызвало зарождение принципов светотени, элементов перспективы, появление объемно-пространственных живописных изображений. Раскрылись новые тематические возможности отображения действительности живописными средствами. Живопись служила для украшения храмов, гробниц и других сооружений, находилась в художественном единстве с архитектурой и скульптурой.
Средневековая живопись была преимущественно религиозного содержания. Она отличалась экспрессией звучных, в основном локальных цветов, выразительностью контуров. Фон фресок и картин, как правило, был условным, отвлеченным или золотым, воплощающим в своем таинственном мерцании божественную идею. Значительную роль играла символика цвета.
В эпоху Возрождения ощущение гармонии мироздания, антропоцентризм (человек в центре вселенной) отразились в живописных композициях на религиозные и мифологические темы, в портретах, бытовых и исторических сценах. Возросла роль живописи, выработавшей научно обоснованную систему линейной и воздушной перспективы, светотени. В этот период художник Джотто совершает художественную реформу. Живопись и изображение уходит от средневекового символизма, становится иллюзорной, эмоциональной, появляется перспективное сокращение и светотеневая трактовка формы.
Понятие «масляная живопись» обозначает технику, которая появилась в Европе в XV. Масляными красками пользовались и в средние века, ими раскрашивали деревянные культовые скульптуры. Проникновение масляной живописи в европейское искусство происходит через север Италии и Нидерланды благодаря живописцу Яну Ван Эйку, который стал использовать масляную живопись в своих работах. В масляной живописи, в отличие от темперной, используется другая основа - холст, натянутый на раму; кроме того, здесь увеличиваются возможности «живописного пространства».
Процесс развития европейской живописи в XVII-XVIII веков усложняется, складываются национальные школы, каждая со своими традициями и особенностями. Живопись провозглашала новые идеалы, Обращение к многообразию реальной жизни, особенно к повседневному окружению человека, привело к четкому формированию системы жанров; пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр и т.д., то есть по предмету изображения.
Живопись романтизма отличалась активным интересом к драматическим событиям истории и современности, контрастностью света и тени, насыщенностью колорита.
Поворотом в живописи, на долгие годы повлиявшим на ее развитие, было появление импрессионизма, стремившегося передать изменчивую красоту мира, выявившего возможности оптического смешения чистых цветов и эффекты передачи фактуры. Художники вышли писать свои картины на пленэр.
В XIX-XX веков развитие живописи становится особенно сложным и противоречивым. Различные реалистические и модернистские течения завоевывают себе право на существование. Появляется а бстрактная живопись (авангардизм, абстракционизм, андеграунд), которая ознаменовала отказ от изобразительности и активное выражение личного отношения художника к миру, эмоциональность и условность цвета, утрированность и геометризацию форм, декоративность и ассоциативность композиционных решений. В XX веке продолжается поиск новых красок и технических средств создания живописных произведений, что, несомненно, приведет к появлению новых стилей в живописи, Виды живописи: декоративная роспись, иконопись, миниатюра, театрально-декорационная.
по назначению: Станковая и Монументальная
по характеру веществ:
связующих пигмент (красящее вещество);
по технологическим способам закрепления пигмента на поверхности: различаются:
· масляная живопись;
· живопись водяными красками по штукатурке – по сырой - «фреска», по сухой – «а секко»;
· темперная;
· клеевая; восковая;
· живопись эмалями;
· живопись красками для керамики
· живопись силикатными красками (связующее звено – растворимое стекло) и т.п.
Непосредственно с ней смыкаются мозаика и витраж, решающие те же изобразительно-декоративные задачи, что и монументальная живопись. Для исполнения живописных произведений служит также акварель, гуашь, пастель.
Основное выразительное средство живописи – цвет.
В произведениях оно образует цельную систему (колорит).
Живопись может быть полихромной или монохромной.
Другое выразительное средство живописи – рисунок (линия и светотень) – ритмически и композиционно вместе с цветом организует изображение; линия отделяет объемы друг от друга, являясь конструктивной основой живописной формы. Это позволяет обобщенно или детально воспроизводить очертания предметов, выявляя их мельчайшие элементы.