Иоанн предтеча в пустыне ( неизвестный автор)

Поскольку во время смуты строгановские владения не были разорены, сохранилось много произведений и икон мелочного письма. Здесь (В Иконе Иоанн Предтеча в пустыне) впервые изображается опушка леса, где деревья выделяются на фоне темной чащи. В лесу видны скачущий олень, жираф, лев и над всеми парит образ Иоанна Предтечи. Облаченный в верблюжью хламиду, сотканную из тончайше выписанных золотых волокон, со свитком и чашей в руках стоит Предтеча. Композиционно его высокая, во весь рост доски, фигура отнесена вправо. В левом углу, на облаках, перед ним предстоит видение сонма святых и ангелов. Однако, художника интересует больше всего, если так можно выразиться, пейзаж пустыни, где мастер проявил весь свой декоративный талант. Золото всех оттенков введено им в раскраску фантастических растений, цветущих в этой дикой пустыне. Это поистине сказано-прекрасный сад, каким представлялись творческому воображению мастера берега Иордана. Давно утратившие подлинные формы горных скал и превратившиеся в традиционные завитки — отроги, эти каменные нагромождения, свойственные практике русских иконописцев, также служат здесь мастеру только материалом для живописно-красочного решения своей задачи — придать парадную яркость всей картине. Но вместе с этим здесь во всем присутствует какой-то удивительный внутренний ритм, который мы ощутим не у каждого из мастеров этого периода. Это превый образец русской пейзажной живописи.

Образцы икон строгановской школы больше подходят не для храмов, а для чудесных сокровищниц. Такие они нарядные, внешняя красота начинает вытеснять духовное содержание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: