Дионисий. Родился около 1450 - умер около 1520

Творчество Дионисия, ознаменовало последний взлет древнерусского искусства после Андрея Рублева, совпавший с общим подъемом Московской Руси в царствование Ивана III. Автор многочисленных икон, фресок и миниатюр, Дионисий известен не меньше, чем его гениальный предшественник.

Продолжая и развивая наследие Андрея Рублева, Дионисий создавал произведения, отражавшие подъем русской культуры в эпоху сложения централизованного Русского государства. К концу XV – началу XVI веков присоединением к Москве Новгорода, Пскова и Твери завершился процесс объединения русских земель в единое государство. Осенью 1480 года завершаетсяТатаро-монгольское иго.

Новое положение Москвы как столицы единого, обширного европейского государства породило необходимость перестройки Московского Кремля. В конце XV века при Иване III заново возводятся Успенский и Благовещенский соборы, строится церковь Ризположения.

Дионисий работал в обстановке духовного подъема, грандиозного строительства в Москве.

Несмотря на то, что Дионисий был почитаем современниками как «пресловущий паче всех» художник, сведения о нем в летописях крайне скудны. Будучи светским лицом, Дионисий, вероятно, работал в большой артели вместе со своими сыновьями Феодосием, Владимиром и Андреем. В актах Симонова монастыря содержатся сведения о том, что Дионисий с сыновьями носили звания детей боярских, то есть находились на какой-либо государственной службе.

Работам Дионисия присущ уверенный, изящный рисунок, легкий, прозрачный колорит, особая согласованность и пластичность композиций. Образы, созданные Дионисием, наполнены совершенной духовной гармонией, представлением о грядущем мире Царствия Небесного.

Основные произведения.

Кроме упомянутой иконы Одигитрии 1482, написанной самим Дионисием, мастерской Дионисия принадлежит ряд других станковых произведений: икона «Успения» из Дмитрова «Распятие» (Третьяковская галерея), «Спас в силах» (Третьяковская галерея) и «Уверение Фомы» (Русский музей) из иконостаса Павлова Обнорского монастыря. Росписью Ферапонтова монастыря (из которой кисти самого Дионисия несомненно принадлежит лишь западный портал)

В последней трети 15 в. в Москве получают распространение житийные иконы. Этот жанр давал возможность усилить наглядность и поучительность образа, что было немаловажно в период борьбы с иконоборческими ересями. В 1480-х гг. в мастерской Дионисия одновременно с иконостасом были написаны житийные иконы митрополитов Петра и Алексия для Успенского Собора Московского Кремля Знамениты также иконы преподобных — основателей северных монастырей — Кирилла Белозерского, Дмитрия Прилуцкого.

Именно Дионисию и его последователям принадлежит заслуга создания целой галереи житийных портретов русских святых, хотя сам жанр житийной иконы был известен на Руси с древнейших времен.


Особенности живописного стиля.

В целом, работая, как и Рублев, в русле византийской живописной традиции, Дионисий привнес в русскую живопись нечто принципиально отличное от его великих предшественников. Путем отказа от столь характерных для Византии античных реминисценций, Дионисий изменяет саму структуру художественного образа. Идеализация образа достигает степени предельной отрешенности, стремящейся к как можно большей дематериализации. Пространство трактуется условно, лишь легчайшим намеком. Рисунок становится скупым, но достигает предельной отточенности и легкости, большое значение придается ритму. Впечатление возвышенной отрешенности образов усиливается особой трактовкой цвета и света. Колористическая гамма сильно высветляется, основную роль играют крупные цветовые пятна, повышается роль силуэта. Особенной чертой творчества Дионисия является светоносность образов, что обусловлено отчасти обильным применением белого и голубого цвета, который как бы высветляет находящиеся рядом цвета. Дионисий избегает резких контрастов, предпочитая приглушенную гамму, цвет берется как будто не в полную силу. Эффект светоносности усиливают легкие, не нарушающие идеальной формы высветления. Эта живопись полностью лишена драматизма. Любое действие представлено, как вневременное, преображенное Божественным светом. Истоки такого искусства, безусловно, находятся в идеях византийского исихазма 14 в (Исихазм – учение о безмолвии. Особого рода мистическая практика православных монахов (исихастов), в которой применяется безмолвная молитва ради созерцания Божественного света (Фаворского света)

Фрески Ферапонтова монастыря (Дионисий) в церкви Рождества Богородицы

Ядром архитектурного ансамбля Ферапонтова монастыря является собор Рождества Богородицы - первая каменная постройка Белозерья Крестовокупольный, трехапсидный храм имеет легкие стройные пропорции. Его объем завершается тремя ярусами кокошников и небольшим изящным барабаном. Фасады вверху орнаментированы поясами из балясин и керамических плит с растительным орнаментом Три перспективных портала с килевидными завершениями вытесаны из белого известняка.

Внутри собор разделен четырьмя квадратными столпами на три нефа с повышенными арками под барабаном. Роспись, состоящая из 300 композиций занимает все поверхности стен, сводов, столпов, софитов окон и дверей. Внутри собора росписи выполнены в соответствии с каноном православных стенописей XIV-XV вв. сверху вниз порядно. В барабане - Христос-Вседержитель, под ним - архангелы и праотцы, в парусах - евангелисты, в ниже - Учение отцов церкви, в сводах - евангельские сцены, на западной стене - Страшный суд, на уровне - композиции на текст акафистного гимна, самого раннего в русских стенописях, ниже - Вселенские соборы, на столпах - воины-мученики, в алтарных апсидах - Иоанн Предтеча, Богоматерь с Младенцем, Николай Чудотворец. Внизу, по периметру стен и столпов - полотенца с орнаментами.

Изящество и легкость рисунка, удлиненные пропорции, подчеркивающие невесомость парящих в Небесах святых, изысканные, излучающие неземной свет краски, определяют неповторимость ферапонтовской росписи Дионисия.

Как наиболее хорошо сохранившиеся, фрески Рождественского собора Ферапонтова монастыря дают возможность увидеть раскрытие этих приемов в наибольшей степени. Роспись представляет собой довольно редко встречающийся в настенной живописи цикл Акафиста Богоматери. (акафист – это песнопения прославляющие Богородицу) В композиции сцен мастер стремится достигнуть гармонии путем соотнесенности силуэтов легких и стройных, как бы парящих, фигур и архитектурных кулис или пейзажа. Мелкие черты ликов — дань утонченности «поствизантийского» искусства второй половины 15 в. Отрешенностью образов обусловлена, порою, потеря индивидуализации в ликах. Повторяемость художественных приемов неизбежно приводит к типизации образов. В очертаниях фигур проскальзывает едва заметное тяготение к манерности, которая, однако, в целом все же чужда искусству Дионисия. Эти черты свидетельствуют о надвигающемся упадке, который последует в скором времени после Дионисия, когда красота формы начнет преобладать над внутренней выразительностью.

Вышеописанные стилистические особенности характерны в большей или меньшей степени для всех произведений дионисиевской школы, проявляясь, то более ярко в таких памятниках, как росписи Ферапонтова или иконы митрополитов Петра и Алексия, то менее отчетливо — в некоторых работах последователей Дионисия.

Начало 16 в., когда была завершена деятельность Дионисия и его учеников, явилось рубежом, после которого дальнейшее развитие русского искусства шло по пути нарастающей многословности и перегруженности образов, что способствовало в ряде случаев потере глубины внутреннего содержания.

Вопрос 36. Раннее петровское искусство портрета. Преображенская серия.

В первой трети XVIII в., в так называемое петровское время, противоречия, конфликты времени и культуры выступают в особенно обостренном виде.

Связано с архаическим наследием Москвы и личными вкусами Петра, носит приватный характер, ориентировано на Петра и его ближний круг. Характерная группа памятников начального периода — Преображенская серия:

Идея создания портретной галереи ''соборян'' по-видимому, принадлежала также Петру. Смысл изображений понятен узкому кругу. Эти изображения должны были украшать камерные интерьеры Преображенского дворца, поэтому они, как правило, небольшого размера. Единого замысла не было, круг портретируемых расширялся на протяжении времени. Соборяне изображены по пояс, на нейтральных фонах, присутствуют пояснительные надписи. Это портреты участников «Всепьянейшего собора Всешутейшего князь-папы», созданного Петром I в 1694 году с целью дискредитации церкви, принято называть портретами шутов. Изображены представители известных русских фамилий: Апраскины, Нарышкины… сподвижники.

Три самых ранних: «Портрет ''патриарха'' Милаки» (до 1692, ГРМ). М.Ф. Нарышкин. Его грузная фигура занимает все пространство холста. Художник точно передает недобрый взгляд, властный жест большой руки, крепко сжимающей посох. «Портрет Андрея Бесящего» (до 1693, ГРМ). Это Апраксин-. Спокойное тонкое лицо, жест правой руки, мирно покоящейся на груди, призваны передать образ ''благочестивого'' христианина. Хитроватый взгляд, осторожная вкрадчивость изворотливого царедворца. (кличку Бесящий получил за жестокое убийство стольника с сыном) «Портрет Я. Ф. Тургенева» (до 1694, ГРМ). Находился на царской службе. Вскоре после своей пародийной и кощунственной свадьбы Тургенев умер. («Был банкет великой три дня''. Немолодой жених не выдержал обильных возлияний и умер) Изображен в костюме ''потешных войск''. На нем длинный темно-зеленый кафтан и малиновая рубаха, подпоясанная широким пестрым кушаком, на голове маленькая черная шапочка. Портретам присущи статичность и плоскостность изображения, условность композиции и яркая декоративность.

Следующие портреты этой серии соединяют парсунные традиции с европейскими школами) - портреты стольников И. А. Щепотева (ГТГ) и Ф. И. Веригина, а также князя Н. М. Жирового-Засекина (оба - в ГРМ), возможно, исполнены одним мастером. Они почти одинакового размера, имеют овальный формат, вписанный в прямоугольник. Внимание на лице, руки персонажей не изображаются. Есть черты парсунности. Своим обликом и костюмами все трое олицетворяют старину.

Следующие работы ''Преображенской серии'' (здесь окончательное разрушение парсунного канона: сюжетность, повествовательность, ритуальное пьянство) «А. Васильков» Беспристрастно написаны одутловатое лицо, заплывшие глаза, большой красноватый нос - неряшливый пьяница. Здесь есть натюрморт(бочонок с вином, чарки, тарелка с огурцом) дополняет его характеристику (впервые такое внимание к частной жизни, но еще не оформилось в отдельный жанр).

Портреты Перобр. серии, в которых традиции иконописи, парсуны сочетались с гротескной линией западноевропейского искусства, не получили дальнейшего развития в русской портретной живописи, избравшей иной путь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: