Теория социального действия В. Парето

Итальянский ученый Вильфредо Парето (1848-1923), написавший «Трактат всеобщей социологии» (1916), считается классиком социологии. Особенностью его подхода к изучению общества стал отказ от каузальности в построении моделей социального процесса и замена отношения причинности отношением взаимодействия. По его мнению, «действия и противодействия следуют друг за другом бесконечно, как в круге».
Парето представлял общество в виде системы, находящейся в состоянии постоянно нарушаемого и восстанавливаемого равновесия. На социальную систему влияют 3 рода факторов: внешние природные, внешние неприродные (такие, как другие общества или прошлое данного общества), а также внутренние.
В собственной теории социального действия Парето стремился дать рациональное объяснение иррациональным человеческим действиям. Действия человека никогда не являются тем, чем они кажутся ему самому. Все они делятся на логические и нелогические (руководящиеся логикой чувств и составляющие основную массу всех человеческих действий вообще). В связи с этим особое внимание уделено компонентам мотивации. Так, чувства (sentiments) понимаются предельно широко, поскольку включают мнения, установки, стереотипы, предрассудки. Инстинкты в понимании Парето представляют собой автоматически действующие импульсы, причем не только обусловленные биологически, но и включающие значение ценностной установки. Так, к примеру выделялись инстинкты комбинаций и постоянства агрегатов.

Интересы – это вызванное инстинктом и разумом стремление групп присвоить полезные или приятные материальные блага, а также обрести уважение и почести. Парето считал необходимым социологическое изучение тех человеческих чувств, которые имеют своим результатом действия. Таким чувствам придавались черты неизменности, постоянства, делавшие их элементами социальной системы, которые «детерминируют социальное равновесие». В самом же действии есть два элемента. Первый из них постоянный – осадок или остаток (т. «residuo», фр. «residu»), являющийся базовым. Подобно химическому осадку, он остается предметом изучения после того, как из социального действия вычтены все рациональные компоненты. Второй элемент переменный – деривация (производная), что значит производные от чувств – убеждения, верования, теории. Парето выделял 4 вида дериваций:

- утверждения, преподносимые как абсолютные истины, аксиомы или догмы;
- некомпетентные суждения, оправдываемые ссылкой на авторитет;
- апелляции к общепринятым принципам и чувствам;
- словесные доводы, вербальные доказательства, не имеющие эквивалента, например, софизмы.

Само по себе содержание дериваций не является предметом научного анализа, однако это не умаляет их социальной роли. «Поскольку деривация была принята, она придала силу и агрессивность соответствующим эмоциям, которые теперь нашли путь к выявлению». Предложенная им теория социального действия была развита в рамках структурного функционализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: