Тема III. Основные концепции в деловой этике

Религия и бизнес. Теория утилитаризма. Развитие идей утилитаризма. Деонтическая этика. Категорический императив Иммануила Канта. Этика справедливости. Основные концепции справедливости. Моральные проблемы деловой жизни.

В этике деловых отношений сложились четыре основных подхода к моральным проблемам бизнеса, опирающихся на четыре этических направления:

I.Религиозная концепция основана на религиозной этике, в основе которой лежит ориентация на абсолютные нравственные ценности, берущие свое начало в иудео-христианской традиции: "Не лги", "Не укради", "Не лжесвидетельствуй против ближнего своего" и др.

Религиозные основания поведения человека, в том числе и в бизнесе, превратившись в культурную традицию, проявляются даже тогда, когда человек не задумывается о корнях своих предпочтений и пристрастий. Не случайно в настоящее время бурно развивается область менеджмента, изучающая культурную специфику поведения в разных странах.

II.Теория утилитаризма – принцип, согласно которомудействие является правомерным с этической точки зрения, если суммарный полезный эффект этого действия превышает суммарный полезный эффект любого другого действия, которое могло бы быть совершено вместо действия первого (т.е. в конечном счете правомерной является такая акция, которая дает наибольшую чистую прибыль по сравнению с дру­гими вариантами).

Принцип утилитаризма предполагает наличие возможности количественного измерения благ, производимых путем совершения действий, возможность их суммирования, а также вычисления разности между количеством благ и количеством отрицательных результатов.

Согласно теории утилитаризма, корректный образ действий всегда одновременно является наиболее эффективным.

III. Деонтическая этика – третий подход к проблемам деловой жизни, согласно которому действие является морально оправданным для данного лица в том, и только в том случае, если причина, по кото­рой осуществляется это действие, такова, что указанное лицо желало бы, чтобы все прочие лица в данной ситуации действовали бы так же.


В деонтической теории термин "право" используется для описания нормированного отношения человека к чему-либо. Право является мощным инструментом социальной регуляции, и его назначение состоит в том, чтобы обеспечивать для индивида возможность свободного выбора цели или рода деятельности и гарантировать этот выбор, защищая его. Наиболее важным среди различного рода прав являются так называемые моральные права (или права человека). Это права, которыми обладают все люди только потому, что они являются людьми.

IV. Этика справедливости - четвертый подход к проблемам деловой жизни, исходящий из положения, что люди по своей природе являются общественными существами, которые должны жить в обществе и создавать социальные структуры для поддержания его функционирования. Основными ценностями для них являются человеческое равенство и справедливость как его выражение. Моральным долгом в этике справедливости, является подчинение закону, который должен быть одинаков для всех, принятие справедливых законов, отсутствие дискриминации и привилегий.

В целом моральные проблемы деловой жизни настолько сложны и многообразны, что решить их, исходя из позиций только одного направления, весьма сложно. В различных ситуациях и по отношению к различным субъектам необходимо опираться на различные этические принципы и ценности.

(См. Приложение 3)

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите четыре основных подхода к решению моральных проблем в этике бизнеса.

2. Сформулируйте утилитаристкое определение этичности поведения.

3. Дайте определение этичности поведения по деонтической теории.

4. Сформулируйте сущность этической теории Канта. Укажите трудности деонтической этики и отличие последней от утилитаристской теории.

5. Изложите основные положения теории справедливости.

6. Что такое "моральное право"?

7. Сформулируйте самые распространенные концепции справедливости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: