Самоанализ состоявшейся беседы проводится по четырем направлениям:
1) фиксирование выявленных в ходе беседы попыток манипулирования со стороны собеседника и обдумывания возможных причин и целей этих попыток;
2) суммирование информации по проблеме;
3) выявление недостатков, ошибок, которые совершены управленцем;
4) выработка оценки качеств, которые проявил собеседник на этой встрече.
При выявлении недостатков, ошибок, которые совершены самим управленцем, последний сам задает себе следующие вопросы (и без всякой лести и поблажек самому себе ищет на них ответы):
1) были ли созданы все условия для установления психологического контакта с собеседником?
2) были ли созданы все условия для развития психологического контакта?
3) правильно ли формулировались вопросы и были ли получены на них полные ответы?
4) были ли проявлены такт и внимательность к собеседнику, не допущены ли выражения, унижающие собеседника как личность?
5) не использовались ли в ходе беседы откровенные манипуляции сознанием собеседника?
|
|
6) был ли собеседник достаточно откровенным, что могло помещать этой откровенности?
7) остался ли собеседник доволен беседой и мною лично или нет; в чем это проявилось?
8) ЧТО И КАК МОЖНО БЫЛО БЫ СДЕЛАТЬ ЛУЧШЕ на подготовительном этапе, в ходе основной беседы и при ее завершении?
Этот анализ управленец проводит с карандашом, ручкой в руке, отыскивая свои ошибки, пытаясь определить их причину.
Затем, соотнося это с запланированными на беседу вопросами, записываются:
1) результат анализа информации, сообщенной собеседником;
2) впечатления, оценка собеседника;
3) те из запланированных вопросов, которые остались не выясненными;
4) намечается список новых вопросов, которые подлежат выяснению (может быть и для проверки информации, обоснованности выводов и заключений собеседника).
Словом, управленец начинает подготовку к новым встречам с этим человеком или с другими людьми.
Заключение.
Таблица «Типичные манипулятивные приемы