ИТ логистических исследований в управлении организацией

Логистика – это системный инструмент управления, позволяющий управлять всеми материальными потоками и запасами, финансовыми и информационными потоками, сопровождающими движение материалов и услуг на предприятии. В литературе принято выделять логистическую структуру как систему сложную, объединяющую звенья в единый процесс управления материальными и сопутствующими им финансовыми и информационными потоками.

Логистическая система предполагает, что эти виды при принятии решений объединяются, так как принятие решений по отдельным видам деятельности нерационально в отношении общих затрат. Но самое существенное – это то, что логистическая система увязывает в едином экономическом процессе материальные и соответствующие им финансовые потоки, объединяющие отдельные звенья системы в единое целое. Примеры логистических систем – промышленные и торговые предприятия, корпорации, финансово-промышленные группы, дилерские сети и т.д.

Рассмотрим наиболее важные логистические функции.

Обеспечение качества обслуживания потребителей в соответствии с требованиями стандартов ISO-9000 Международной организации по стандартизации. Логистический подход играет определяющую роль в обеспечении доставки товаров нужного качества в нужное место и в нужное время, в доведении услуг до потребителя.

Управление закупками обеспечивает решение комплекса задач по определению потребностей, стратегическому и оперативному планированию поставок, выбору поставщиков, выбору оптимальных объемов и сроков поставок, заключению договоров, определению вида транспорта и т.д.

Транспортировка – это реализация материального потока, совокупность перевозки, погрузки-разгрузки, экспедирования, промежуточного складирования и т.п. Затраты на транспортировку порой достигают более 2/3 логистических издержек. Управление перевозкой включает в себя выбор транспорта, перевозчика и экспедитора, маршрута доставки и т.п.

Управление запасами – это поддержание объема запасов, позволяющего обеспечить бесперебойное производство при минимуме затрат на хранения запасов. Решение такой задачи осуществляется оптимизационными методами.

Управление заказами включает сбор заказов, заключение и ведение договоров, определение сроков и условий поставок. Фактически это обеспечение работы распределительной сети предприятия или логистических посредников.

Операционный менеджмент – это комплекс мер по снижению затрат и повышению качества продукции, реализуемый в производстве путем управления потоками сырья и незавершенной продукции. При этом решаются частные задачи минимизации промежуточных запасов сырья и незавершенной продукции, прогнозирования потребности в сырье, сокращения производственного цикла и т.д.

Ценообразование – функция, определяющая уровень общих издержек, составляющих базовую цену готовой продукции. Она определяется логистической стратегией фирмы–производителя. Важно, что отпускная цена для потребителей определится исходя из конъюнктуры рынка, уровня цен конкурентов, прогноза сбыта, т. е. уже не логистическими, а маркетинговыми факторами.

Физическое распределение является комплексной функцией, предусматривающей все операции, связанные с движением готовой продукции в структурах торговых посредников и товаропроизводителей: планирование распределения, управление реализацией заказов, обслуживание потребителей, транспортировка.

Подбор тары и упаковки имеет большое значение для повышения рыночной привлекательности товара. Применение прогрессивных видов тары с улучшенными весогабаритными размерами снижает затраты, типовая упаковка позволяет автоматизировать складские операции.

Послепродажный сервис обеспечивает возврат товаров некондиционного качества, а также снабжение запчастями и гарантийное обслуживание и ремонт.

Набор логистических функций шире, чем просто набор функций товародвижения, которое лишь часть общей сферы действия логистики.

Логистический подход, реализуя взаимодействие управления по областям маркетинга, финансов, производства, сглаживает внутрифирменные противоречия, оптимизирует внутрифирменные межфункциональные решения. Рассмотрим связь логистического менеджмента с другими управленческими функциями.

Маркетинг. Значительное влияние на логистическую систему оказывает маркетинговая политика предприятия (и наоборот):

· рациональная логистика фирмы снижает логистические издержки, расширяя возможности ценового маневра;

· ассортимент, определяемый маркетинговой стратегией, влияет на логистические издержки;

· маркетинговая стратегия большое влияние уделяет внешнему виду упаковки, ее привлекательности;

· выбор партнеров – оптовики или розничные торговцы – влияет на логистические издержки.

Операционный менеджмент. Взаимодействуя с производственным (операционным) менеджментом, логистика решает две группы задач.

1. В области внутрипроизводственной логистики – управление производственными запасами сырья, незавершенной и готовой продукцией в процессе производства, организация заказов на материалы в структурных подразделениях, управление технологическим транспортом, складским хозяйством и т.д.

2. В области внешней логистики – управление логистическими функциями, обеспечивающими снабжение и сбыт. К ней же относится группа логистических функций, обеспечивающих сервис и послепродажное обслуживание товаров и готовой продукции – доставка, сервисное и гарантийное обслуживание, обеспечение запчастями и комплектующими.

Финансовый менеджмент взаимодействует с логистикой по следующим аспектам:

· эффективность логистических решений – оказывает непосредственное влияние на объем и оборачиваемость капитала фирмы, так как большая часть капитала вложена в материальные ресурсы и готовую продукцию;

· издержки во внешних каналах – сопоставимы с себестоимостью продукции, а иногда и превышают ее, поэтому важно объединить усилия логистического и финансового менеджмента, в первую очередь, для снижения затрат по закупке сырья и сбыту готовой продукции.

Именно в логистической системе формируется первичная информация по дебиторско-кредиторской задолженности, которая ис­пользуется далее в контуре бухгалтерского учета.

В контуре бухгалтерского учета выделяются и анализируются составляющие логистических издержек, знание которых необходимо для принятия управленческих решений.

В последнее время для разработки информационную систему принято представлять в виде иерархической совокупности бизнес-процессов. ИС разбивается на крупные бизнес-процессы, которые, в свою очередь, делятся на более мелкие и т.д. Обычно разработчики сопоставляют бизнес-процессы информационной системы с подсистемами проектируемой системы автоматизации.

В логистической системе такими основными бизнес-процессами являются управление закупками, управление запасами, управление физическим распределением. Взаимосвязь и единство между основными бизнес-процессами и видами менеджмента показаны на рис.12.1.

В горизонтальном направлении изображены бизнес-процессы, в вертикальном – виды менеджмента: логистический, финансовый, маркетинговый.

Управление закупками – это сбор, учет, обработка заказов на материальные ресурсы, выбор поставщиков, размещение заказов, оплата и контроль оплаты, в случае необходимости – возврат товаров поставщикам.

Управление запасами – определение оптимальных структур и объемов запасов, оперативные учет и контроль уровня запасов на складах материальных ресурсов и готовой продукции.

Управление физическим распределением – выбор каналов распределения, контроль оплаты заказов и контроль исполнения заказов, обеспечение в случае необходимости возврата готовой продукции от потребителей.

Подсистема автоматизации задач логистики обычно является составной частью общей комплексной системы автоматизации деятельности предприятия. Как правило, это так называемые «тяжелые системы», т.е. по возможности полнофункциональные в отношении деятельности предприятия, большие по объему и достаточно дорогостоящие. Обычно такие системы предназначены для крупных предприятий и объединений. Признанными разработчиками этого направления в России являются фирмы «ГАЛАКТИКА» и «ПАРУС». Однако не исключено использование элементов описываемых подходов и в небольших системах автоматизации логистики, и в системах автоматизации бухучета.


Рис. 12.1. Взаимодействие между основными бизнес-процессами


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: