Учитываемые | Прямой | Непрямой канал | Комментарии | |
характеристики | канал | короткий | длинный | |
Характеристики покупателей | ||||
- Многочисленные | ** | *** | принцип сокращения числа контактов играет важную роль | |
- Высокая концентрация | ** | *** | низкие издержки на один контакт | |
- Крупные покупки | *** | издержки на установление контакта быстро амортизируются | ||
-Нерегулярные покупки | ** | *** | повышенные издержки при частых и малых заказах | |
- Оперативная поставка | ** | *** | наличие запасов вблизи точки продажи | |
Характеристики товаров | ||||
- Расходуемые продукты | *** | необходимость быстрой доставки | ||
- Большие объемы | *** | ** | минимизация транспортных операций | |
- Технически несложные | ** | *** | низкие требования по обслуживанию | |
- Нестандартизованные | *** | товар должен быть адаптирован к специфичным потребностям | ||
- Новые товары | *** | ** | необходимо тщательное "слежение" за новым товаром | |
- Высокая ценность | *** | издержки на установление контракта быстро амортизируются | ||
Характеристики фирмы | ||||
- Ограниченные финансовые ресурсы | ** | *** | сбытовые издержки пропорциональны объему продаж | |
- Полный ассортимент | *** | ** | фирма может предложить полное обслуживание | |
- Желателен хороший контроль | *** | минимизация числа экранов между фирмой и ее рынком | ||
- Широкая известность | ** | *** | хороший прием со стороны системы сбыта | |
- Широкий охват | ** | *** | сбыт должен быть интенсивным |
Виды распределения:
|
|
- проталкивание – маркетинговые решения фокусируются на посредниках
- протягивание - на конечных потребителях, минуя посредников
Решения по персональным продажам:
- определение районов деятельности и численности торгового персонала
- организация управления торговым персоналом
- планирование продаж
- разработка графиков посещений и маршрутов
- использование современной технологии персональных продаж
- обучение торгового персонала
- определение бюджета персональных продаж
Организационные структуры управления
торговым персоналом:
- по регионам, когда товары немногочисленны, а потребности клиентов схожи
- по товарам, товары различны, торговые представители специализированы
- по клиентам, клиенты различны и требуют специфического обслуживания
- комбинированные структуры
7.3.Характеристика системы распределения (дистрибьюции):
- число и типы предприятий, занимающихся прямым сбытом
- число и типы предприятий, организовывающих непрямой сбыт
- анализ каналов сбыта по уровням, широте, территориям, типам товаров и потребителям
- анализ системы логистики сбыта
- анализ системы сервисного обслуживания
Методика маркетингового анализа рынка сбыта:
|
|
- определение границ рынка
- анализ маркетинговой внешней среды рынка сбыта
- оценка конъюнктуры рынка сбыта
Причины роста сбытовых издержек – неблагоприятные изменения тех факторов, которыми продавцы не в состоянии управлять:
- глобализация рынков сбыта (в Россию пришли крупные западные компании, затруднившие сбыт местных российских производителей)
- растущие компетентность т требовательность потребителей
- усиление конкуренции
Постановка цели увеличения доли рынка в размере более 20 % может привести к возможным негативным последствиям по следующим причинам:
- не хватит оборотных средств;
- может оказаться недостаточным производительность оборудования или возможности поставщиков сырья и комплектующих товаров;
- рынок уже в достаточной степени насыщен;
- ухудшается экономическая ситуация рынка;
- появился мощный конкурент;
- не хватит ресурсов для рекламы и маркетинга;
- возрастут сбытовые издержки, которые могут перекрыть дополнительную выручку.
Если рассматриваемый рынок сбыта расширяющийся, то темп роста объемов сбыта предприятия должен учитывать темп роста рынка.
Система распределения (дистрибьюции) предприятия-продавца состоит из:
- сбытовой структуры (органы и каналы сбыта)
- логистической инфраструктуры сбыта (склады, транспорт)
С функциональной точки зрения система распределения - это деятельность всех подразделений предприятия с целью поиска покупателя и доставки ему товара нужного качества, в требуемом количестве и в оговоренные сроки.
Принимаемые в области сбыта решения имеют долгосрочный стратегический характер и не могут быть быстро изменены.
Прямой маркетинг считается выгодным, если:
- товар является узкоспециализированным и требует непосредственного контакта производителя и покупателя
- цена на товар часто меняется
- объем продаж достаточно велик и не менее, чем в 2 раза перекрывает все издержки на прямой маркетинг
- все потребители расположены на небольшой территории, близко к торговым точкам
- все торговые точки имеют свои склады
- количество потребителей небольшое
- объем каждой поставки кратен используемой таре
Одноуровневый канал считается выгодным, если:
- рынок плохо изучен и у фирмы производителя нет финансовых средств для его изучения и работы по сбыту
- объем предпродажного и послепродажного сервиса незначителен
- количество сегментов рынка невелико
- ассортимент продукции широкий
- особенности товаров определяют небольшую кратность разовых покупок
Одновременное наличие оптовой и розничной торговли товарами (канал 2-го уровня) считается выгодным, если:
- рынок расположен на большой территории
- поставка товаров осуществляется небольшими, но срочными партиями
- разница между продажной ценой и себестоимостью достаточна для организации разветвленной сбытовой сети
- можно значительно сэкономить, поставляя большие партии небольшому количеству покупателей
Какой канал должен быть использован фирмой - одно из главных ее решений. Если используется непосредственная продажа конечному потребителю (фирменная торговля), то можно обойтись без потерь в издержках. С другой стороны, введение в канал посредников может существенно снизить затраты на управление процессом товародвижения со стороны производителя.
Наиболее важные факторы, которые следует учесть
- по потребителям (количество, концентрация, размер средней покупки, размещение и время работы магазинов, необходимость помощи торгового персонала, условия кредита, основные сегменты и их характеристики)
- интересы компании (контроль, прибыль, время, гибкость в ресурсах, потребность в сервисе, специализация, эффективность, отношения в каналах сбыта и опыт в продвижении)
- по товару или услугам (стоимость за единицу, техническая сложность, сохранность, частота отгрузок, объем, масса, разделяемость)
- по конкурентам (число, концентрация, ассортимент, потребители, методы товародвижения и продвижения, взаимоотношения в каналах сбыта)
- по каналам товародвижения (прямой или косвенный, количество, выполняемые функции, традиции, доступность, размещение, юридические аспекты)
|
|