Организация маркетинга на предприятии предполагает формирование структурного подразделения (службы маркетинга) для управления всеми видами маркетинговой деятельности.
Задачи службы маркетинга
Задачи службы маркетинга вытекают, по существу, из основных принципов маркетинга. В число обязательных задач должны входить:
- сбор, обработка и анализ информации о рынке, спросе на продукцию предприятия
- подготовка данных, необходимых для принятия решений по эффективному использованию производственного, финансового, сбытового и тому подобного потенциала в соответствии с требованиями рынка
- активное воздействие на формирование спроса и стимулирование сбыта
Функции службы маркетинга
Служба маркетинга призвана обеспечить выполнение на предприятии всех функций маркетинговой деятельности. В типовом наборе они могут быть представлены в следующем виде.
1. Комплексное изучение рынка включает:
- исследование и анализ основных показателей рынка (емкость, конъюнктура, конкурентная среда и т.п.)
- прогнозы развития спроса (долго- и краткосрочные)
- изучение потребителей (отношение к товару, фирме, мотивы поведения, предпочтения и т.п.)
- изучение деятельности конкурентов (маркетинговая политика, сильные и слабые стороны и т.п.)
- сегментация рынка, анализ параметров сегментов, позиционирование и т.п.
- определение «ключевых факторов успеха» и разработка комплекса маркетинговых усилий (маркетинга-микс)
- разработка стратегических и оперативных планов, проведение анализа и контроля на целевых рынках
2. Формирование продуктовой политики предприятия предполагает:
|
|
- разработку продуктовых линий и ассортимента товаров
- оценку состояния и повышение уровня конкурентоспособности товаров
- подготовку предложений по разработке новых товаров
- развитие марочной политики, упаковки, сервисного обслуживания и др.
3. Определение ценовой политики предприятия означает:
- выбор ценовой ориентации на собственные затраты, состояние спроса, конкурентной среды
- разработку системы стимулирующих цен
4. Создание каналов распределения и выбор средств продажи товаров охватывает:
- формирование каналов распределения
- выбор торговых посредников
- анализ и прогноз объема и структуры продаж
- разработку форм и методов реализации товаров (прямые продажи, персональные продажи, продажи с использованием информационных технологий и т.д.)
5. Развитие коммуникативных связей предприятия с рынком включает:
- подготовку маркетинговых обоснований проведения рекламных кампаний, «ПР-кампаний»
- участие в престижных некоммерческих мероприятиях («паблисити»)
- проведение выставок, презентаций, демонстраций
- поощрения покупателей
- стимулирование работников сбыта и продавцов
- формирование положительного имиджа предприятия
Права службы маркетинга
|
|
Служба маркетинга разрабатывает и представляет на утверждение руководству предприятия:
- планы (программы, проекты) маркетинга надолго-, средне- и краткосрочные периоды
- предложения по взаимосвязям и координации деятельности службы маркетинга с другими подразделениями предприятия
- предложения о поощрении работников службы маркетинга и других функциональных и линейных служб за успехи в реализации маркетинговых усилий предприятия
Служба маркетинга разрабатывает и согласовывает:
- финансовые документы и кадровые вопросы, связанные с деятельностью подразделений, которые входят в службу маркетинга
- проекты отчетных и прогнозных документов, касающихся маркетинговой деятельности предприятия
Организационная структура службы маркетинга определяется спецификой выпускаемой продукции, количеством рынков и масштабами сбытовой деятельности предприятия. Ее организационное построение основывается, как правило, на использовании одной из организационных структур (или на их сочетании): функциональной, дивизиональной или матричной.
Функциональный подход ориентирован на постоянную структуру службы маркетинга по выполнению основных функций в координации с другими подразделениями. Это традиционная структура, в которой отношения базируются на вертикальных связях «руководитель — подчиненный».
Основное преимущество такой структуры заключается в ее относительной простоте, четкости в разделении функций и в возможности специализации сотрудников. Недостатком является сложность в осуществлении комплексной координации различных видов маркетинговой деятельности как внутри службы, так и особенно между другими подразделениями предприятия.
Дивизиональный подход используется в случаях, когда предприятие (крупная компания) диверсифицирована по производственному ассортименту продукции или работает на нескольких рынках, в результате чего формируются самостоятельные «точки прибыли» (дивизионы, отделения), Создается комплекс товарных или рыночных направлений, внутри которых образуется собственная функциональная структура маркетинговой службы.
Преимущество — охват всех товаров и рынков, комплексное реагирование на изменение внешних условий, усиление координации и др. Недостатки — высокие затраты, разрастание штатов, сложность управления.
Матричный подход связан с сочетанием вертикального контроля функциональных отделов и прямого горизонтального координирующего контроля. Он осуществляется в тех направлениях, по которым ведется координация различных видов деятельности (программа выхода на рынок с новым товаром, проект создания и внедрения новых дилерских сетей, задание на разработку и осуществление комплекса маркетинговых стимулирующих мероприятий по активизации сбыта продукции предприятия и т.п.). Как правило, это временная структура, в которой создаются проектные группы* для решения конкретных задач. В состав таких групп могут входить специалисты производственных, маркетинговых, финансовых, исследовательских и ряда других служб и подразделений. После выполнения заданий такие группы ликвидируются.
Достоинства матричного подхода заключаются в том, что реализуется системный подход к решению наиболее важных и неотложных задач предприятия, достигаются гибкость и оперативность в управлении. Недостатки связаны со сложностью взаимодействия прямого и координирующего руководства.