Границы» государства

Рост государства процесс не безграничный. Пределы роста государства существуют. Они определяются масштабами выполнения функций гаранта исполнения конт­рактов. Важнейшим обстоятельством определения масштабов государства является факт того, что государство не может выступить гарантом всех взаимодействий индивидов. В противном случае монополия государства на выполнение функций гаранта исполнения контрактов приведет к высоким трансакционным издержкам, прини­мающим форму издержек подчинения закону. Поэтому, государство как правило берет на себя гарантирование сделок с меньшими издержками, чем те, которые возникают при обращении сторонами контракта к альтернативным гарантам. При сравнении альтернативных механизмов гарантирования сделок принимается во внимание соотношение связанных с ними трансакционных издержек в конкретных экономичских, социальных и политических условиях. Следовательно, абсолютной границы государства и оптимальных размеров государственного вмешательства в экономическую и социальную жизнь безотносительно к конкретным историческим реалиям не существует.

Генезис государственного вмешательства в экономическую и социальную деятельность индивидов связан с ростом круга сделок, в которых госу­дарство стало выступать в качестве гаранта. Впервые необходимость такого вмешательства возникла в период перехода от кочевой к оседлой жизни человека, когда земледелие стало основным источником увеличения ресурсов, которыми мог располагать индивид для собственного развития. В этот момент появились первые формы государственного устройства как гаранта прав собственности на землю, без чего в то время невозможно было обеспечить рост продукции сельского хозяйства.

Эволюция вмешательства государства в экономическую и социальную деятельность индивидов связана с началом промышленнойpеволюции. В сферу гарантируемых государством контрактов начали включаться те, которые связаны с правами собственности на изобретения и разработки. Специфицированные права собственности на изобретения увеличили отдачу от научно-­исследовательской и изобретательской деятельности, сократили дистанцию между научным знанием и техникой. Патентное право, законодательная защита промышленных секретов, регулирование законом использования торговых марок и торговых знаков создали стимулы для появления и широкого распространения технических изобретений и соединения науки с производством. Возможно, следующим радикальным изменением роли государства станет решение им проблемы защиты интеллектуальной собствен­ности, актуальность которой подчеркивается распространением различных форм «пиратства», препятствующих развитию культуры и искусства.

Индивиды, таким образом, делегируют часть прав по контролю своей деятельности государству, ожидая, что на основе своей мо­нополии на осуществление насилия оно сможет более эффективно специфицировать и защищать права собственности, чем они сами. Поэтому основная функция государства с институциональной точки зрения - спецификация и защита прав собственности. Оптималь­ные размеры государства определяются кругом тех сделок, в кото­рых государство действует в качестве гаранта более эффективно, чем другие гаранты (стороны сделки, арбитр, социальная группа). Оптимальные размеры государства не абсолютны, а исторически обусловлены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: