Рост государства процесс не безграничный. Пределы роста государства существуют. Они определяются масштабами выполнения функций гаранта исполнения контрактов. Важнейшим обстоятельством определения масштабов государства является факт того, что государство не может выступить гарантом всех взаимодействий индивидов. В противном случае монополия государства на выполнение функций гаранта исполнения контрактов приведет к высоким трансакционным издержкам, принимающим форму издержек подчинения закону. Поэтому, государство как правило берет на себя гарантирование сделок с меньшими издержками, чем те, которые возникают при обращении сторонами контракта к альтернативным гарантам. При сравнении альтернативных механизмов гарантирования сделок принимается во внимание соотношение связанных с ними трансакционных издержек в конкретных экономичских, социальных и политических условиях. Следовательно, абсолютной границы государства и оптимальных размеров государственного вмешательства в экономическую и социальную жизнь безотносительно к конкретным историческим реалиям не существует.
|
|
Генезис государственного вмешательства в экономическую и социальную деятельность индивидов связан с ростом круга сделок, в которых государство стало выступать в качестве гаранта. Впервые необходимость такого вмешательства возникла в период перехода от кочевой к оседлой жизни человека, когда земледелие стало основным источником увеличения ресурсов, которыми мог располагать индивид для собственного развития. В этот момент появились первые формы государственного устройства как гаранта прав собственности на землю, без чего в то время невозможно было обеспечить рост продукции сельского хозяйства.
Эволюция вмешательства государства в экономическую и социальную деятельность индивидов связана с началом промышленнойpеволюции. В сферу гарантируемых государством контрактов начали включаться те, которые связаны с правами собственности на изобретения и разработки. Специфицированные права собственности на изобретения увеличили отдачу от научно-исследовательской и изобретательской деятельности, сократили дистанцию между научным знанием и техникой. Патентное право, законодательная защита промышленных секретов, регулирование законом использования торговых марок и торговых знаков создали стимулы для появления и широкого распространения технических изобретений и соединения науки с производством. Возможно, следующим радикальным изменением роли государства станет решение им проблемы защиты интеллектуальной собственности, актуальность которой подчеркивается распространением различных форм «пиратства», препятствующих развитию культуры и искусства.
|
|
Индивиды, таким образом, делегируют часть прав по контролю своей деятельности государству, ожидая, что на основе своей монополии на осуществление насилия оно сможет более эффективно специфицировать и защищать права собственности, чем они сами. Поэтому основная функция государства с институциональной точки зрения - спецификация и защита прав собственности. Оптимальные размеры государства определяются кругом тех сделок, в которых государство действует в качестве гаранта более эффективно, чем другие гаранты (стороны сделки, арбитр, социальная группа). Оптимальные размеры государства не абсолютны, а исторически обусловлены.