Государство как форма социального контракта, согласно которому государству передается право контроля над исполнением определенных сделок, выводит на первый план проблему взаимоотношений принципала и агента. Прежде всего требуется разобраться с тем, кто является принципалом, а кто - агентом. Ответ вовсе не очевиден. Как индивид, так и государство в своих взаимодействиях выполняют далеко не однозначные роли. Индивид конституирует государство, поручая ему выполнение некоторых функций. В этой ситуации индивид является принципалом, а государство - агентом. Вместе с тем, индивид подчиняется решениям государства как гаранта исполнения контрактов. В этой конструкции индивид становится агентом. Возникает парадокс, когда индивид одновременно воспринимает себя участником процесса управления государством и субъектом, которого принуждают соблюдать нормы поведения, которые он, возможно, и не выбирал.
Исследование государства при помощи модели принципал-агент, то позволяет сделать следующие прогнозы. Во-первых, весьма высоки риски того, что государство может проявить стремление к распространению сферы своего контроля за пределы сделок, соответствующих действующей на тот момент времени конституции и приобрести тотальную форму. Во-вторых, государство, пользуясь монополией на применение насилия, может игнорировать интересы индивидов. Равно как и ин6дивиды могут вести себя оппортунистически, стремясь уклониться от налоговых обязательств, оплаты предоставляемых государством услуг и т.д. Ведь услуги государства, носят характер общественных благ, в производстве которых заинтересованы все, но никто не хочет нести связанные с их производством издержки.
|
|
В зависимости от того, как решается проблема принципал-агент, избирается та или иная модель государства.