Необходимость прогнозирования и планирования деятельности хозяйствующих субъектов является одним из принципов организации финансов предприятий. Каждый вид планов решает свою задачу. Стратегический план призван определить глобальную цель развития предприятия и определить необходимые инвестиции для достижения поставленной цели. Бизнес-план определяет инвестиционную привлекательность проекта или идеи. Бюджет предприятия – основной план развития на предыдущий финансовый год – показывает как будет развиваться предприятие в краткосрочном периоде.
Для успешной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики необходимо, чтобы все звенья планирования разрабатывались на каждом предприятии. К сожалению, проблема такова, что «культура планирования» на предприятиях РФ пока отсутствует.
Термин «планирование» можно рассматривать с макро- и микроэкономических позиций.
С макроэкономической точки зрения «планирование» означает определение природы происхождения и теории развития фирмы.
|
|
С микроэкономических позиций «планирование» - это умение прогнозировать будущее развитие предприятия и использование полученных данных для улучшения финансового положения предприятия. Планирование в этом случае выступает функцией менеджмента.
Отсутствие системы планирования на предприятиях сопровождается обычно принятием ошибочных управленческих решений, и как следствие этого, снижается конкурентоспособность предприятия, нарушается координация действий между его подразделениями, уменьшаются возможности маневра на рынке производимых товаров и услуг.
Однако введение процесса планирования на предприятиях не означает быстрого решения всех проблем и тем более не является панацеей от всех бед. Как показали исследования английского специалиста по планированию Р. Финна, успех приносит лишь долговременный опыт планирования, который превышает два года. Планирование создает стабильность в развитии предприятия и не приводит к резкому улучшению деятельности. Крупный успех достигается лишь в 6% случаев.1
Таким образом, процесс планирования поддерживает потенциал предприятия на таком уровне, чтобы оно могло стабильно и экономически эффективно развиваться.
Характер и содержание плановой деятельности определяют основные принципы планирования:
- единства,
- участия,
- непрерывности,
- гибкости,
- точности.
Процесс планирования на предприятии должен производиться по схеме, представленной на рис. 2.
Рассмотрим классификацию планирования (рис.).
Типы
планирования
В зависимости от В зависимости от
|
|
длительности горизонта временной
планирования ориентации идей
В зависимости от В зависимости от
ориентации на степени
конкретные цели неопределенности
развития предприятия в планировании
долгосрочное
планирование
стратегическое планирование
среднесрочное планирование при достаточности
планирование информации и
тактическое определенности
краткосрочное планирование развития макро-
(оперативное) экономической
планирование среды
планирование при
планирование, планирование, недостатке информа-
нацеленное ориентирующееся ции и неопределен-
только на прошлое только на будущее ности развития
макроэкономической
среды
планирование,
приспосабливающееся планирование,
только к настоящему ориентированное
на взаимодействие
всех лучших идей
планирования
Рис. Классификация планирования
Таким образом, становится понятно различие между долгосрочным и стратегическим планированием.
Вопрос 2. Стратегическое финансовое планирование на предприятиях.
Стратегия предприятия – это совокупность его главных целей и основных способов их достижения. Но поставить цель – это еще не значит разработать стратегию. Стратегия должна исходить из реальных возможностей развития фирмы. Иначе говоря, стратегическое планирование один из видов управленческой деятельности, направленный на:
- совершенствование инвестиционной политики предприятия;
- адаптацию предприятия к внешней среде;
- организацию координации подразделений предприятия;
- прогнозирование развития предприятия.
Стратегическое планирование - это в первую очередь взаимосвязь с направлением развития предприятия в конкретный период времени. А долгосрочное планирование является лишь способом удлинения периода времени при планировании.
Стратегическое планирование возможно на таком предприятии, которое имеет команду высококвалифицированных менеджеров, способных на основе высокой ответственности комплексно подойти к проблемам предприятия и проблемам его взаимодействия с макроэкономической средой, а также решить их.
Долгосрочное планирование может осуществляться на любом предприятии, имеющем экономическую службу.
Необходимо отметить, что стратегическое планирование бывает как долгосрочным, так и среднесрочным. Второй способ особенно характерен для российских предприятий, разрабатывающих стратегию на 3 – 5 лет. Зарубежные фирмы имеют план стратегического развития на 10-15 лет.
Тактическое планирование направлено на организацию распределения ресурсов для достижения стратегических целей. Тактическое планирование охватывает среднесрочный и краткосрочный периоды времени. Если стратегическим планированием занимаются менеджеры высшего управленческого звена, то тактическое планирование может осуществляться средним и низшим звеном.
Таким образом, стратегическое и тактическое планирование имеют следующие коренные отличия:
1) предметом исследования стратегического планирования является вопрос: «Что хочет добиться предприятие?» Тактическое планирование отвечает на вопрос: «Как это сделать?»;
2) стратегическое планирование более субъективно, чем тактическое, т.к. во многих случаях базируется на системе экспертных оценок. Тактическое планирование основано на конкретной информации, количественно и качественно измеримой;
3) тактические решения менее подвержены риску, чем стратегические, поскольку тактические решения касаются в основном внутренних проблем предприятия, поддающихся регулированию, а стратегические – в основном внешних, на которые предприятие иногда не может влиять;
4) тактические решения легче оценить в денежном выражении, чем стратегические.
|
|
Итак, стратегическое планирование является исходным пунктом всей системы планирования на предприятиях, предусматривает разработку главных целей и основных способов их достижения.
Стратегическое планирование делится на 3 этапа:
1. анализ исходной ситуации на предприятии;
2. разработка миссии и целей предприятия;
3. выработка стратегических мероприятий как конечный результат разработки стратегии.
Стратегические мероприятия оцениваются в денежной форме. Полученная сумма представляет собой тот необходимый объем инвестиций, который необходимо вложить в предприятие для выполнения стратегических целей.
Стратегические мероприятия подразделяются на инвестиционные проекты. Для каждого инвестиционного проекта необходимо составить бизнес-план, который покажет окупаемость инвестиций. В некоторых случаях на предприятии может быть не несколько, а всего один проект и соответственно один бизнес-план. После составления бизнес-планов, стратегические мероприятия ранжируются по своей эффективности. Те проекты, которые быстрее окупаются и (или) имеют более высокие показатели рентабельности и ликвидности внедряются в первую очередь.
Вопрос 3. Оперативное планирование деятельности предприятий:
Вопрос 3.1 Разработка бизнес- плана инвестиционного проекта
Разработка бизнес-плана не подменяет составление бюджета предприятия.
В зависимости от типа источников финансирования, бизнес-планы могут быть двух видов: для внешнего инвестора и внутренний бизнес-план.
Бизнес-план для внешнего инвестора, которым может быть коммерческий банк, инвестиционная компания, любое физическое или юридическое лицо, должен состоять из следующих разделов:
1. Характеристика предприятия;
2. План маркетинга;
3. План производства;
4. Финансовый план.
Бизнес-план для внутреннего использования составляется в том случае, когда предприятие желает использовать часть своей чистой прибыли в виде инвестиций в свой собственный бизнес. В этом случае бизнес-план включает все разделы кроме первого «Характеристика предприятия».
|
|
После обоснования эффективности инвестиций необходимо составить бюджет предприятия, т. е. план его развития на последующий год с включением результатов стратегического планирования и бизнес - планирования.