Основные направления деятельности

Государственный контрольпредставляет собой одну из важнейших функций
государства, осуществляемых в целях организации выполнения конституционных
установлений, иных актов законодательства, соблюдения государственной дисциплины,
правильного использования финансовых средств и имущества, а также работы с
предложениями и заявлениями граждан.

Для этих целей создаются специальные государственные и контрольные
подразделения в государственных органах. Так, в Республике Беларусь действуют разные виды государственных контрольных органов: таможенный, пограничный, налоговый, финансовый, пожарный, санитарно-эпидемиологический и др.

Особый вид государственного контроля осуществляют органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

В новой редакции Конституции Республики Беларусь имеется глава 8 «Комитет государственного контроля». В ст. 129 Конституции устанавливается, что государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, осуществляет Комитет государственного контроля. Статья 130 Конституции определяет, что Комитет государственного контроля образуется Президентом Республики Беларусь и что председатель этого органа назначается Президентом. В ст.131 Конституции записано, что компетенция, организация и порядок деятельности Комитета государственного контроля определяются законодательством.

Первоначально правовое положение Комитета государственного контроля и его территориальных органов регулировалось указом Президента Республики Беларусь от 5 декабря 1996 г. № 510 "О Комитете государственного контроля Республики Беларусь". 9 февраля 2000 г. принят Закон "О Комитете государственного контроля Республики Беларусь".

Основными направлениями деятельности Комитета государственного контроля (далее – КГК) и его территориальных органов в ст.2 Закона являются:

1) осуществление контроля за исполнением республиканского бюджета, соблюдением законодательства в области финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов;

2) осуществление контроля за расходованием средств республиканского и местных бюджетов на содержание государственных органов, сохранностью и использованием государственного имущества;

3) осуществление контроля за исполнением актов законодательства по вопросам аренды, а также разгосударствления, приватизации и иного отчуждения объектов государственной собственности и инвестиционной деятельности;

4) осуществление контроля за законностью использования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями государственных ресурсов;

5) осуществление контроля за соблюдением государственными органами, банками законодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств, и состоянием контрольно- ревизионной работы в государственных органах;

6) осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, представительств и учреждений Республики Беларусь, действующих за рубежом и финансируемых за счет средств республиканского бюджета;

7) осуществление контроля за соблюдением законодательства при использовании черных и цветных металлов, их лома и отходов, в области получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях;

8) осуществление контроля за исполнением Национальным банком Республики Беларусь и иными банками, страховыми и небанковскими финансовыми организациями законодательства, регулирующего отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения;

9) осуществление контроля за соблюдением законодательства при осуществлении валютных операций на территории Республики Беларусь.

О деятельности КГК Республики Беларусь могут свидетельствовать следующие цифры, взятые из отчета Председателя КГК А.Тозика Президенту Республики Беларусь А.Лукашенко. За 2004 год сотрудниками КГК Республики Беларусь проведено 13,5 тысяч проверок, в т.ч. более 40 комплексных, соблюдения государственными органами, организациями всех форм собственности законодательства, регулирующего хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. Результатом деятельности органов госконтроля и финансовых расследований стало поступление в бюджет средств и обращение в доход государства материальных ценностей на общую сумму более 130 млрд. рублей. Банкам возвращено 2,2 млн. долларов и 10,4 млрд. рублей проблемных кредитов (см.: Контрольная работа // газета «Советская Белоруссия». 2005, 6 января).

Определяя задачи КГК Республики Беларусь на 2005 год, А.Лукашенко отметил, что усилия органов госконтроля и финансовых расследований должны быть направлены на обеспечение максимально бережного и эффективного использования государственных материальных и финансовых ресурсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: