Прокуратура Республики Беларусь: задачи и основные направления деятельности

В соответствии со ст.125 Конституции Республики Беларусь надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.

Надзор за точным и единообразным исполнением законов и иных нормативных актов – это главная задача органов прокуратуры, предопределяющая их предназначение и роль в системе органов государства. Они призваны принимать меры к устранению любых нарушений законодательства, от кого бы они не исходили.

Организация и порядок деятельности органов прокуратуры, их полномочия определяются Конституцией Республики Беларусь (ст.ст.125 – 128), Законом «О прокуратуре Республики Беларусь» от 29 января 1993 г. (с последующими изменениями и дополнениями), другими законодательными актами (УПК, ГПК, ХПК и др.), а также приказами и указаниями Генерального прокурора Республики Беларусь.

В юридической литературе до настоящего времени дискутируется вопрос о месте органов прокуратуры в системе разделения властей. Одни ученые полагают, что прокуратура выступает своего рода контрольным органом законодательной власти (парламента), другие – относят ее к органам исполнительной власти с подчинением непосредственно главе государства. Однако преобладающей является точка зрения, что прокуратура является самостоятельной структурой, не входящей ни в одну из ветвей власти. Она образует отдельную ветвь государственной власти – контрольно-надзорную, у которой свои специфические задачи и функции.

Так, авторы учебника «Судоустройство» А.А.Данилевич и И.И.Мартинович считает, что «Прокуратура Республики Беларусь – этот система органов, на которые Конституцией Республики Беларусь возложено осуществление особой формы государственной деятельности – надзор за точным и единообразным исполнением законов» (см.: Судоустройство: Учебник / Под ред. А.А.Данилевича и И.И.Мартинович. – Мн., 2002, с.245).

Прокурорский надзор осуществляется от имени государства (ст.1 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь»). Его главная задача – «обеспечение верховенства закона, укрепление законности в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общественных объединений» (ч.1 ст.2 Закона).

Прокуратура Республики Беларусь действует по следующим направлениям:

1) надзор за точным и единообразным исполнением законов республиканскими, местными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, местными Советами депутатов, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел, субъектами хозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями, иными общественными объединениями, должностными лицами и гражданами (общий надзор);

2) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

3) надзор за соответствием закону судебных решений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях;

4) надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом;

5) расследование преступлений в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законом;

6) участие в рассмотрении дел судами, поддержание государственного обвинения.

Наиболее сложным и широким направлением прокурорского надзора является надзор за исполнением законов органами власти и управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор). Осуществляя общий надзор, прокуратура не должна подменять органы государственного и хозяйственного управления и контроля, вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий, учреждений и организаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: