Краткая характеристика этапов исследования

Психологическое исследование начинается с изучения состояния проблемы на данный момент времени путем анализа сведений, содержащихся в литературных источниках. Собранный материал может быть скомпонован по хронологическому или логическому принципам. Хронологический принцип подразумевает изложение материала в соответствии с исторически сложившимися этапами изучения выделенной проблемы.

Структура логического представления данных может быть следующей:

1. Феноменологическое описание (описание явления, область его проявлений, частота, временные, интенсивные, модальные характеристики)

2. Место данного явления среди других психических явлений, факторы, его обуславливающие и явления, на которые оно оказывает влияние.

3. Компонентный состав изучаемого явления (его структура), т.е. устойчивые связи между его компонентами, элементами, функциями.

4. Сущность, природа явления, имеющиеся определения данного явления.

5. Закономерности, которым подчиняется явление.

6. Прикладное, практическое значение данного явления.

Структура анализа литературы зависит от специфики рассматриваемого явления, его изученности и многих других факторов, поэтому приведенную схему не всегда удается выдержать в точности.

Анализ литературных источников позволяет установить степень изученности проблемы в целом, а также ее сторон.

Недостаточность знаний, противоречивость научных представлений создает условия для формулирования научной проблемы. Проблема – объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.

Постановка научной проблемы предполагает:

1. Обнаружение существования дефицита знаний в какой-либо области.

2. Осознание потребности в устранении такого дефицита.

3. Описание проблемной ситуации на житейском языке.

4. Формулирование проблемы в научных терминах.

После проведения анализа литературных источников формулируется объект и предмет исследования.

Объект – фрагмент мира самого по себе, т.е. существующего независимо от субъекта познания или от наук, его изучающих.

Предмет исследования – свойства, стороны, соотношения реальных объектов, рассматриваемые в определенных исторических условиях.

Предмет познания невозможно выделить и описать вне рамок какой-либо науки, безотносительно к субъекту познания. Предмет может быть общенаучным, может быть междисциплинарным, может быть частным, специальным, в рамках одной науки.

Следующим шагом должно быть выдвижение гипотез.

Гипотеза – это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза формулируется как предположительное решение проблемы.

Далее исследователь должен спланировать исследование, сформулировав его цель и задачи.

Цель – это желаемый конечный результат исследования (теоретический, эмпирический или прикладной).

Виды целей:

- определение характеристики явления;

- выявление взаимосвязей психических явлений;

- изучение возрастной динамики явления;

- описание нового феномена, эффекта;

- открытие новой, другой природы явления;

- обобщение, выведение более общих закономерностей, чем описанные в литературе в настоящее время;

- создание классификации, типологии;

- создание методики;

- адаптация психодиагностической методики.

Определение задач – это выбор путей, средств в достижении цели исследования. Выделение задач обусловлено разбиением цели на подцели.

Когда исследователь сформулировал объект, предмет, гипотезу, цель и задачи исследования, а также выбрал методы и методики, он может приступать к эмпирической части исследования.

Эмпирическое исследование проводится с участием испытуемых, которые подобраны исследователем в соответствии с целью и спецификой исследования по определенным правилам.

Собранные в процессе исследования данные должны быть обработаны путем проведения качественного и количественного анализа.

Полученные результаты служат основанием для вывода о подтверждении или опровержении гипотезы. Также результаты должны быть соотнесены с имеющимися в науке теориями.

Контрольные вопросы:

1. Каковы основные этапы психологического исследования?

2. Каковы варианты проведения анализа литературы в научном исследовании?

3. Каковы определения понятий «объект» и «предмет» исследования?

4. Какие виды цели исследования можно выделить?

Рекомендуемая литература:

1. Гудвин, Дж. Исследование в психологии: методы и планирование [Текст]/ Дж. Гудвин – СПб.: Питер, 2004.

2. Дорфман, Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии: учебное пособие для студентов вузов [Текст]/ Л.Я. Дорфман – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005.

3. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов [Текст]/ В.Н. Дружинин – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2003.

4. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов [Текст]/ Т.В. Корнилова – М.: Аспект Пресс, 2002.

5. Кузнецов, И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформление [Текст]/ И.Н. Кузнецов – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006.

6. Мартин, Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики [Текст]/ Д. Мартин – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002.

7. Солсо, Р.Л. Экспериментальная психология [Текст]/ Р.Л. Солсо, М.К. Маклин – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006.

8. Эксперимент и квазиэксперимент в психологии. Учебное пособие [Текст]/ Под ред. Т.В. Корниловой – СПб.: Питер, 2004.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: