Введение. Конспект лекций для студентов всех форм обучения

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА, УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ

Кафедра психологии

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Конспект лекций для студентов всех форм обучения

по специальности 030301.65 «Психология»

и направлению 030300.62 «Психология»

Красноярск, 2008


Экспериментальная психология: конспект лекций для студентов всех форм обучения по специальности 030301.65 «Психология» и направлению 030300.62 «Психология». Составитель Нурисламова Т.С.., старший преподаватель, - Красноярск, 2008г. – 67с.

Конспект лекций предназначен для студентов всех форм обучения по специальности 030301.65 «Психология»и направлению 030300.62 «Психология»

Конспект лекций содержит лекционный материал по дисциплине, контрольные вопросы к каждой теме, список литературы и глоссарий.

Печатается по решению методического совета СИБУП

ã Сибирский институт бизнеса, управления и психологии, 2008г.


Введение

Курс лекций по дисциплине «Экспериментальная психология» предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология»; по направлению 030300.62 «»Психология.

«Экспериментальная психология» является одной из базовых дисциплин, в ходе изучения которой студенты обучаются основам научной деятельности, а также принципам проведения психологического эксперимента. Эти знания и умения необходимы для выполнения студенческих научных работ в период обучения, а также для получения достоверных данных в ходе научных изысканий как во время обучения, так и в дальнейшей профессиональной жизни.

Данный курс лекций содержит лекционный материал по дисциплине, контрольные вопросы к каждой теме, список литературы и глоссарий.

Содержание курса лекций должно способствовать повышению уровня теоретической подготовки студентов по дисциплине «экспериментальная психология» и создавать возможность для более вдумчивого и систематичного изучения материала.
Тема 1. Принципы и структура научных исследований (4ч).

План:

1. Понятие научного знания.

2. Составляющие научного знания.

3. Схема научного метода.

Понятие научного знания. Выделяется три вида знания:

- религиозное знание – основано на вере; факты, лежащие в его основе не подлежат проверке;

- обыденное знание – основано на совпадении фактов; существует вне зависимости от какой-либо научной отрасли;

- научное знание – основано на фактах, которые подлежат эмпирической проверке.

Наука – это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности.

Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объяснение, предсказание процессов и явлений, которые выражаются в виде текста, структурной схемы, графической зависимости, формулы и т.д.

Критерий научности знания представлен в том, что научным признается такое знание, которое может быть опровергнуто (признано ложным) в процессе эмпирической проверки. Знание, для опровержения которого нельзя придумать соответствующую процедуру, не может быть научным.

Составляющие научного знания. В науке выделяют ряд существенных составляющих:

1. Парадигма – набор убеждений, ценностей и техник, разделяемый членами данного научного сообщества. Это общепризнанный эталон, пример научного исследования, включающий закон, теорию, их практическое применение, метод, оборудование и т.д. это правила и стандарты научной деятельности, принятые в научном сообществе на сегодняшний день, до очередной научной революции, которая ломает старую парадигму, заменяя ее новой.

2. Метод – путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности, признанная научным сообществом в качестве обязательной нормы, регулирующей проведение исследования.

3. Метод в единстве с предметом составляет научный подход. Существо научного подхода выражается в методологических принципах, т.е. установках, организующих направление и характер исследования.

4. Методология – это логика процедуры, с помощью которой ученые приходят к научной теории. Методология учит, как надо действовать ученому и практику, чтобы получить истинный результат.

5. Методика – отвечает конкретным целям и задачам исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных.

Схема научного метода. Классическая схема научного метода выглядит следующим образом:

1. Формулировка и постановка проблемы.

2. Формулировка гипотезы – предположительного ответа на поставленную проблему.

3. Проверка гипотезы (выявление экспериментальным путем фактов, которые подтвердили бы ее или опровергли).

4. Интерпретация полученных данных.

Контрольные вопросы:

1. В чем состоят отличия различных видов знания?

2. Что является критерием научности знания?

3. Какие составляющие выделяют в науке?

4. Каковы основные этапы научного метода?

Рекомендуемая литература:

1. Берулава, Г.А. Методологические основы практической психологии: Учебное пособие [Текст]/ Г.А. Берулава – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.

2. Гудвин, Дж. Исследование в психологии: методы и планирование [Текст]/ Дж. Гудвин – СПб.: Питер, 2004.

3. Дорфман, Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии: учебное пособие для студентов вузов [Текст]/ Л.Я. Дорфман – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005.

4. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов [Текст]/ В.Н. Дружинин – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2003.

5. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов [Текст]/ Т.В. Корнилова – М.: Аспект Пресс, 2002.

6. Кузнецов, И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформление [Текст]/ И.Н. Кузнецов – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006.

7. Солсо, Р.Л. Экспериментальная психология [Текст]/ Р.Л. Солсо, М.К. Маклин – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: