Предмет изучения психологии, ее задачи

Министерство образования Оренбургской области

ГАОУ СПО «Учетно-финансовый техникум» г. Оренбурга

Лекционный материал

По МДК. 01.02 «Психология социально-правовой деятельности»

Для студентов специальности

Право и организация социального обеспечения»

Среднего профессионального образования

Оренбург 2014 г.

Тема 1.1 Психология как наука. Основные понятия общей психологии.

Предмет изучения психологии, ее задачи

Термин «психология» состоит из двух древнегреческих слов: «psyche» — душа, «logos» — наука, учение, то есть психология — это «наука о душе».

Своим названием и первым определением психология обяза­на греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую девушку Психею. Афродита была недовольна выбором сына и приложила все усилия, чтобы разлучить влюб­ленных. Однако Эрот и Психея преодолели все преграды, их лю­бовь победила. Для греков этот миф был образцом истиной люб­ви, высшей реализацией человеческой души. Психея стала сим­волом души, ищущей свой идеал.

Само слово «психология», хотя и встречалось в литературе еще в X веке, но как обозначение науки о душе было введено немецким философом X. Вольфом только в XVIII веке (в книгах «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология»). Психология — молодая отрасль знаний, которая выделилась в самостоятельную науку в середине XIX века. Она динамична и перспективна, поскольку отвечает на запросы современного со­циального и экономического прогресса, предполагающего со­вершенствование людей и их психики. Современная наука ис­пользует слово «душа» как синоним термина «психика».

Психология -наука о закономерностях возникновения, раз­вития и функционирования психики и сознания человека.

В свою очередь, психика — это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира. Сознание — высшая форма психики человека, продукт общественно-истори­ческого развития.

Известный психолог конца XIX — начала XX века Г. Эббин- гауз писал: «У психологии огромная предыстория и короткая ис­тория». Под историей имеется в виду период становления психо­логии, который ознаменовался выделением ее из философии, сближением с естественными науками и организацией собствен­ного экспериментального метода.

В истории психологии можно выделить следующие основные этапы изучения психического:

• развитие представлений о психических явлениях в рамках учения о душе (с древности до XVII века);

• развитие представлений о психике в философских учениях (начало XVII века — середина XIX века);

•развитие психологических знаний в системе психологии как самостоятельной науки (с середины XIX века по на­стоящее время).

Предмет изучения современной психологии — психические процессы, психические состояния, психические свойства лично­сти (схема 1).

Психические процессы включают три основные стороны ду­шевной жизни: познание, чувства и волю. К познавательным процессам относятся: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение; с их помощью мы постигаем мир и са­мих себя. Чувства,

Предмет психологии Схема 1. Предмет изучения современной психологии

эмоции отражают переживание человеком от­ношения к явлениям окружающего мира, событиям своей жиз­ни. Воля обеспечивает регуляцию поведения.

Психические состояния личности — целостные ее проявления, отражающие общий внутренний настрой, характеризующий уро­вень ее активности. К ним относятся, например: любознатель­ность, собранность, рассеянность, пассивность, уверенность и т. д.

Психические свойства личности — устойчивые психические ее особенности: направленность, мотивация, темперамент, ха­рактер, способности.

Единство всех сторон психической жизни человека проявля­ется в его активности — основе поведения и взаимодействия с окружающей средой. Важнейшей формой активности является деятельность. Ее основные виды: общение, игра, учение и труд. В деятельности формируются основные свойства личности, раз­виваются ее способности.

Итак, психология — наука, изучающая закономерности прояв­ления и развития психики как специфической формы отражения действительности.

Психика человека обеспечивает внутреннюю регуляцию его активности, выражающуюся в поведении и деятельности.

Поэтому основными задачами современной психологии явля­ются:

• изучение качественных (структурных) особенностей психи­ческих явлений и процессов;

• анализ формирования и развития психических явлений в деятельности и в условиях жизни в целом;

• изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений;

• содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику.

Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и особенности развития ее теории. Задачи, решение которых требует психологической компетент­ности, возникают во всех сферах жизни общества, определяясь возрастающей ролью так называемого человеческого фактора, учитывающего широкий круг социально-психологических, пси­хологических и психофизиологических свойств человека, про­являемых в его жизнедеятельности. В настоящее время психо­логия имеет достаточно разветвленную структуру, охватываю­щую различные аспекты изучения жизнедеятельности человека в системе государственного управления, образования, медици­ны, спорта и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: