Определенное представление о психике дает человеку и его собственный жизненный опыт. Поэтому можно выделить научную и житейскую психологию. Житейскую психологию составляют психологические знания, почерпнутые из обыденной жизни. Каждый человек в какой-то мере психолог, поскольку имеет свой жизненный опыт. Научная психология — это система устойчивых психологических знаний, полученных в процессе теоретического и экспериментального исследования.
Современная психологическая наука представляет собой широко разветвленную область знаний о психике как особом свойстве высокоорганизованной материи, способном отражать объективную реальность в форме психических явлений. Научная психология разделяется на фундаментальную и прикладную (схема 2).
Фундаментальная психология | Прикладная психология |
Общая психология | Педагогическая психология |
Психология личности | Клиническая психология |
Дифференциальная психология | Юридическая психология |
Психофизиология | Экономическая психология |
Нейропсихология | Политическая психология |
Возрастная психология | Психология спорта |
Специальная психология | Психология труда |
Зоопсихология | Военная психология |
Сравнительная психология | Космическая психология |
Схема 2. Отрасли современной психологии
Фундаментальная психология изучает психические явления, характерные для человека (или животных) в целом, общие психологические закономерности, имеющие место во всех сферах психической жизни.
Отрасли фундаментальной психологии:
• общая психология изучает теоретические и методологические основы предмета психологии, принципы построения психологических знаний; она исследует общие свойства и закономерности функционирования психики взрослого человека, познавательных и эмоциональных процессов, регуляции деятельности и психических состояний личности. Общая психология — фундамент психологических знаний,
поскольку без усвоения ее понятий, законов и механизмов функционирования психического невозможно понимание специфики конкретных ее отраслей;
психология личности занимается изучением социально обусловленных качеств человека, общих закономерностей развития его способностей, темперамента, характера, мотивации, самосознания;
дифференциальная психология (или психология индивидуальных различий) исследует индивидуальные психофизиологические различия между людьми, отдельные свойства высшей нервной деятельности и их проявления в поведении;
психофизиология изучает взаимосвязь психики с физиологическими процессами организма и деятельностью центральной нервной системы. Особый научный интерес представляет исследование физиологических механизмов деятельности мозга, обусловливающих возникновение психических процессов, состояний, свойств человека; нейропсихология занимается изучением анатомо-физиоло- гических основ высших психических функций. Специалисты исследуют нейронные процессы в головном мозгу человека, лежащие в основе восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания, эмоций;
социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп;
психология развития (или возрастная психология) изучает общие закономерности развития различных психических процессов и качеств личности. В психологии развития выделяют детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, герон- топсихологию (психологию старости);
специальная психология (или психология аномального развития) занимается изучением психологических проблем, связанных с отклонениями от нормального развития. Она состоит из нескольких разделов: олигофренопсихология изучает патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга; сурдопсихология — психологию развития ребенка при серьезных дефектах слуха; тифлопси- хология — психологию развития слабовидящих и незрячих детей; патопсихология — болезненные изменения в психике, закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности при психических заболеваниях;
• зоопсихология — наука о психике животных, о проявлениях и закономерностях психического отражения, врожденных и приобретенных формах их поведения;
• сравнительная психология занимается изучением общего и различного в психической деятельности человека и животных, проблемы соотношения социального и биологического в поведении человека.
Прикладная психология исследует общие психологические проблемы, характерные для конкретных сфер профессиональной деятельности людей.
Отрасли прикладной психологии:
• педагогическая психология — наука о закономерностях обучения и воспитания человека. К ее разделам относятся: психология обучения и воспитания, психология учителя, психология учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в психике. В педагогической психологии рассматриваются проблемы управления процессом усвоения знаний, приемов и навыков интеллектуальной деятельности; выявляются психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, формирования мышления учащихся; изучаются проблемы взаимоотношений учащихся друг с другом, взаимоотношения между педагогами и учащимися, а также педагогами и родителями; исследуются индивидуальные психологические различия учащихся;
• клиническая психология изучает психические проявления при различных заболеваниях, роль психики в возникновении и протекании болезней, их лечении, а также в предупреждении болезней и укреплении здоровья;
• юридическая психология занимается приложением психологических знаний к сфере регулируемых правом отношений. Подразделяется на правовую, превентивную и оперативно-розыскную, а также судебную, криминальную и пенитенциарную (или исправительную) психологию;
• экономическая психология изучает вопросы, связанные с экономическими отношениями между людьми. Специалисты исследуют проблемы рынка, спроса и предложения, психологию маркетинга и рекламы. Важное место в экономической психологии занимает психология торговли, которая изучает психологические проблемы взаимодействия продавца и покупателя, обслуживания клиентов;
• политическая психология — область психологии, изучающая психологические компоненты (настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т. п.) политической жизни общества, которые формируются и проявляются на уровне политического сознания наций, классов, социальных групп, правительств, индивидов и реализуются в их конкретных политических действиях. К ее проблемам относятся: психология пропаганды и агитации, имиджа политического деятеля и власти, массовых социально-психологических процессов;
• психология религии исследует психологические проблемы религиозного сознания, представления и чувства верующих людей;
• психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства эффективного тренировочного процесса, а также психологические проблемы, связанные с соревнованиями;
• психология труда исследует психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические основы научной организации труда. В задачу специалистов входит изучение психологических особенностей людей в связи с их профессиональной деятельностью, закономерностей формирования трудовых умений и навыков, выяснение роли влияния производственной обстановки на состояние человека и эффективность его деятельности. Психология труда включает в себя ряд отраслей психологического знания: инженерную, авиационную, космическую, военную психологию.
Для современной психологии в целом характерен процесс дифференциации. Этот процесс вызывает значительную разветв- ленность психологии на отдельные отрасли. Часто они довольно сильно расходятся, сохраняя при этом общий предмет исследования — факты, закономерности, механизмы психики как особой формы жизнедеятельности.
Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции. Интеграция позволяет психологии поддерживать связь со всеми остальными науками. Например, через инженерную психологию — с техническими науками, через педагогическую психологию — с педагогикой, через социальную психологию — с общественными и социальными науками, через юридическую психологию — с отраслями права и т. д.