Формы (источники) права

1. Понятие и виды форм (источников) права.

2. Нормативно-правовой акт.

3. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

1. Формы права – способы закрепления и выражения правовых норм, придания правилам поведения общеобязательного, юридического значения.

Выделяют четыре основные формы права:

- нормативный акт – это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений (Конституция, законы, подзаконные акты и т.п.).

- правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (Гражданский кодекс устанавливает, что отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота). Примером древних правовых обычаев являются Законы XII таблиц (Рим V в. до н.э.), Законы Драконта (Афины VII в. до н.э.) и другие. В РФ правовой обычай признается источником права: Гражданский кодекс РФ устанавливает, что некоторые имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота – сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе или нет. Правовые обычаи существуют и в сфере управленческой деятельности. Они связаны со спонтанно сложившейся практикой работы с документами, их оформлением. Такие обычаи называются деловыми обычаями, или деловым обыкновением.

- юридический прецедент – это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в Англии, США, Канаде). Судебная практика более распространенный источник права в современном мире. Суть юридического прецедента состоит в том, что ранее состоявшееся решение государственного органа по конкретному делу имеет силу правовой нормы и при последующем решении подобных дел. Формирование прецедента в качестве источника права состоит в том, что применяя закон, суд зачастую не находит правовой нормы для решения конкретного дела. Поэтому он своим решением фактически создает новую норму, которая, получая обязательную силу, применяется впоследствии другими судами.

- нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права. В нормативных договорах может быть выражена согласованная воля нескольких государств (международные договоры) или нескольких организаций внутри государства (внутригосударственные договоры).

2. Нормативно – правовой акт – создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом).

Правотворчество – это деятельность, направленная на подготовку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов. И имеет две основных формы:

- непосредственное – осуществляется в результате проведения референдумов, которые в конституционном порядке принимают или отвергают предлагаемые государственной законодательной властью нормативно-правовые акты.

- государственное (опосредованное) – выражается в установлении, изменении или отмене норм права в определяемом законом порядке.

Признаки нормативно-правового акта:

- содержит нормы права;

- имеет официально-документальную форму;

- принимается компетентными органами в особом порядке;

- обладает определенной юридической силой;

- обеспечен мерами государственного воздействия.

В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

1. Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.

Принятие закона включает в себя четыре стадии: внесение законопроекта в законодательный орган; обсуждение законопроекта; принятие закона; его опубликование (обнародование).

Виды законов по юридической силе:

- Конституция – основополагающий, учредительный политический правовой акт;

- ФКЗ (федеральные конституционные законы) – принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией;

- ФЗ (федеральные законы) – акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально- экономической, политической и духовной жизни общества;

- законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию.

Если нормы международного права противоречат нормам ФЗ, то применяются нормы международного права.

2. Подзаконные акты – это правотворческие акты компетентных органов власти, которые основаны на законе и не противоречат ему.

Виды подзаконных актов поюридической силе:

- указы и распоряжения Президента РФ;

- постановления и распоряжения Правительства РФ;

- приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов;

- решения и постановления местных органов государственной власти;

- решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

- нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов;

- локальные нормативные акты.

3. Для правильного применения правовых норм необходимо уметь точно определить действие нормативно-правового акта во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы.

1. Акт вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом.

2. Акт начинает действовать по истечении определенного срока после его опубликования (в России законодательные акты вступают в силу на всей ее территории через 10 дней с момента их опубликования в официальном издании законодательной власти.

3. Нормативно-правовой акт вступает в силу со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие.

Пределы действия нормативно-правовых актов в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Под территорией понимается земная поверхность, недра, водное и воздушное пространства в пределах государственной границы, территория посольств за рубежом, военные корабли в открытом море и в иностранных территориальных водах, военные суда в открытом море, кабины летательных и космических аппаратов в атмосфере. Нормативно-правовой акт может действовать в пространстве на всей территории государства, на какой-то определенной части страны и (в отдельных случаях) за пределами государства. Как правило, действие нормативно-правовых актов охватывает ту территорию, которая подведомственна государственному органу, издавшему нормативно-правовой акт.

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц. Правовые акты могут иметь общий характер, т.е. действовать в отношении всех граждан и юридических лиц, находящихся на соответствующей территории, или адресоваться лишь некоторым из них (ветеранам, пенсионерам, студентам, военнослужащим). Однако из этого правила существуют исключения. Ряд законов распространяется только на граждан государства, они не действуют в отношении лиц без гражданства и иностранцев. На членов иностранных государственных делегаций, дипломатических и консульских представителей иностранных государств, членов их семей и т. д. не распространяются уголовно-правовые нормы и нормы законодательства об административных правонарушениях. Вопрос об ответственности этих лиц за совершенные ими правонарушения решается дипломатическим путем: чаще всего они объявляются персоной нон грата, т.е. нежелательной персоной и высылаются за пределы страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: