Тема. Особенности инновационного инвестирования

Инновации результат научно-технической деятельности, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции (работы, услуги) или технологии, обладающий качественными преимуществами при использовании в практической деятельности по сравнению с применяемыми аналогами и имеющий экономическую и (или) общественную выгоду

Инновации – это внедрение новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, экологического, научно – технического или другого вида эффекта.

Под инновациями (нововведениями, новшествами) понимают конечный результат творческой деятельности, реализованный в виде нового или усовершенствованного товара (работы, услуги), управленческие, научно- исследовательские, опытно-конструкторские, технологические, экспериментальные разработки и др.

Таким образом, товар, услуга, разработки становятся инновацией, если в них воплощены новые технологии, то есть любые научно-технические, производственные, управленческие, коммерческие знания и опыт. [3, С. 41].

Инновационная деятельность – это деятельность по разработке и внедрению инноваций, процесс создания нового товара от формирования идеи до освоения производства, выпуска, реализации и получения коммерческого эффекта (прибыли).

Целью инновационной деятельности является повышение эффективности производства, завоевание преимущества в конкурентной борьбе и как результат – получение дополнительной прибыли. Инновационная деятельность – это деятельность предпринимательская, и поэтому ей свойственны все признаки предпринимательской деятельности (самостоятельность, риск, направленность на систематическое получение прибыли). Источниками финансирования инновационной деятельности выступают:

- собственные средства организации, в том числе прибыль, включение затрат в себестоимость выпускаемой продукции, работ, услуг;

- заемные средства;

- привлеченные средства, например полученные от продажи ценных бумаг;

- средства соответствующего бюджета;

2.

Для привлечения инвестиций в реализацию инновационной деятельности любая коммерческая организация разрабатывает стратегию развития.

В узком смысле стратегия определяется как набор правил для принятия решения; системный подход, обеспечивающий организации сбалансированность и общее направление роста; инструмент, оказывающий помощь фирме в условиях нестабильности [2, С. 8]. В этом плане стратегию рассматривают и как процесс принятия решений, взаимосвязанный комплекс действий, комплексный план достижения целей [2, С. 16, 46].

В широком смысле стратегию можно определить как совокупность принципов, методов, средств и путей действий, используемых для принятия решений, направленных на достижение поставленных целей. Принципы стратегии, которыми предприятия (научно-производственные комплексы, фирмы) руководствуются в своей деятельности (производственной, инновационной), охватывают многие ее стороны и используются:

- при оценке результатов деятельности в настоящем и будущем;

- определение отношений организации с внешней средой, когда обосновываются конкретные инновационные разработки, место их реализации и пути достижения;

- превосходства над конкурентами;

- установление отношений внутри организации (например, отношения между службами НИОКР и маркетинга) и осуществлении оперативной деятельности.

Необходимо различать стратегию и ориентир. Ориентир - это цель, которой стремится достичь коммерческая организация, а стратегия представляет собой средство для достижения цели. Стратегия, эффективная при одном ориентире, не будет таковой, если ориентиры организации изменяются. Необходимость в инновационных стратегиях возникает в основном при внезапных изменениях во внешней среде организации. К таким изменениям относятся:

- радикальные изменения в техники и технологии производства;

- диверсификация производства;

- появление на рынке принципиальных новшеств;

- угроза новых конкурентов.

Необходимость в разработке инновационных стратегий возникает, и когда требования со стороны общества из-за, например, резких социально-политических изменений заставляют предприятия резко менять свои ориентиры. Именно это происходит в настоящее время в России.

Разработка инновационных стратегий начинается с формулирования общей цели коммерческой организации. После формулирования общей цели определяются конкретные цели, реализация которых зависит от их реалистичности в данной экономической обстановке. Реалистичность их можно обеспечить на основе прогноза изменений внешней среды. При этом анализируются политические, экономические, научно-технические, социальные и экологические факторы. Основной целью прогноза является выяснение того, что предприятие могло бы предпринять для использования благоприятных возможностей и как ответить на угрозы, обусловленные будущими изменениями экономической обстановки. Значимость прогнозирования изменений внешней среды, экономической обстановки при окончательной формулировке инновационных стратегий состоит: в выявлении будущих угроз и благоприятных возможностей; исключении неожиданностей; поиске новых конкурирующих технологий (изделий, продуктов) и др.

При окончательном выборе и формулировании стратегий инноваций можно выявить возможности организации. Поэтому необходим анализ сильных и слабых сторон егодеятельности. Сильной стороной организации может быть научный потенциал и уровень технических разработок, а слабой – уровень издержек производства и себестоимости продукции. В таких случаях стратегии инновационного развития целесообразно базировать на разработке и выпуске принципиальных новшеств. Если сильной стороной организации является изученность рынка, завоевание егоопределенной доли, то стратегии инновационного развития скорее всего будут базироваться на росте доли рынка или расширении рынка за счет изменений в ассортиментной политики.

Предварительно выявленные и обоснованные пути достижения целей («как») и сопоставление прогнозов экономической обстановки (внешней среды), с результатами анализа внутренней среды, («что предприятие может?») дают основание для окончательного выбора инновационных стратегий («что предприятие будет делать?»). Существует много различных видов инновационных стратегии:[32.С.27-29].

Наступательная инновационная стратегия характеризуется высоким уровнем риска и эффективностью. При наступательной стратегии необходима ориентация на исследования, умение быстро реализовать новшества и способность предвидеть рыночные потребности. Она рекомендуется для крупных объединений и компаний. Но наступательная стратегия может быть реализована и небольшими организациями, если они концентрируют усилия на одном или двух инновационных проектах.

Защитная (оборонительная) инновационная стратегия характеризуется не высоким уровнем риска, достаточно высоким уровнем технических (проектно-конструкторских и технологических) разработок и определенной завоеванной долей рынка. Применение этой инновационной стратегии организациями, отличающимися высоким уровнем техники и технологии производства, качеством выпускаемой продукции, относительно низкими издержками производства и пытающимися удержать свои рыночные позиции, даёт значительный экономический эффект в условиях конкуренции. Эти компании имеют более прочные позиции в области маркетинга и производства по сравнению с инновационными разработками, научно-исследовательскими и опытно- конструкторскими работами.

Промежуточная инновационная стратегия ориентирована на использование слабых сторон конкурентов и сильных сторон организации, а так же отсутствием (на первых этапах) прямой конфронтации с конкурентами. При промежуточной инновационной стратегии предприятия (в основном небольшие) заполняют пробелы (ниши)в специализации других предприятий, включая доминирующих в своей отрасли. Например, разработка, освоение и рыночная реализация компьютеров для научных исследований, для бортовых систем (самолетов и др.) и игровых. Или рынок бытовых приборов, созданных на базе их основных моделей, применяемых в других сферах (в оборонной промышленности, здравоохранении и др.).

Поглощающая стратегия (лицензирование) предлагает использование инновационных разработок, выполненных другими организациями. Инновации настолько разнообразны по степени сложности и новизны, что даже крупные объединения (компании), имеющие мощные подразделения по инновационным разработкам (службы НИОКР) не могут осуществлять работы по всему спектру эффективных нововведений. Поэтому многие из них инновационную политику проводят не только на основе использования нововведений, полученных собственными силами, но и с учетом возможностей использовать инновации, разработанные другими. Это означает, что они применяют поглощающую инновационную стратегию наряду с другой (например, с наступательной).

Имитационная стратегия характерна тем, что организации при этом используют выпущенные на рынок новшества (продуктовые, технологические, управленческие) других организаций с некоторыми усовершенствованиями и модернизацией. Они, как правило, обладают высокой культурой производства, организационно-технологическим потенциалом, хорошо знают требования рынка, а порой имеют достаточно сильные рыночные позиции. При этом за основу могут быть приняты инновации, разработанные и освоенные как крупными предприятиями (компаниями), так и малыми инновационными организациями. Нередко такие предприятия-имитаторы занимают лидирующее положение в своей отрасли и на соответствующих рынках, обойдя первоначального лидера-новатора. При определенных условиях имитационная стратегия становится достаточно эффективной и приносит высокие прибыли.

Разбойничья стратегия может быть использована обычно малыми инновационными организациями из другой области, но имеющие новые технологии, принципиально новые технические решения по производству уже выпускаемых изделий. Такую стратегию могут выбрать и предприятия из той же области со слабыми до сих пор рыночными позициями, если у них на определенном этапе появляются технологии прорыва. Разбойничья стратегия эффективна лишь на начальных этапах распространения и реализации новшеств. Кроме этого, подобные инновационные стратегии проявляются и в том, что инновационная деятельность организации может быть направлена на создание совершенно нового рынка для реализации принципиально нового продукта (технологии), привлечение специалистов конкурирующих организаций и слияние (иногда поглощение, приобретение) с другими организациями с высоким научно-техническим потенциалом и инновационным духом. Это даёт нередко значительный экономический эффект.

В практической инновационной деятельности коммерческих организаций имеет место сочетание всех выше рассмотренных видов стратегий, поэтому важно определить пропорции, на основе которых и распределяются ресурсы между этими стратегиями.

Стратегии вообще и инновационные в частности направлены на развитие и использование потенциала организации и рассматриваются как реакция на изменение внешней среды. Поэтому многообразие инновационных стратегий обуславливается составом компонентов внутренней и внешней среды предприятия. Инновационными стратегиями могут быть: инновационная деятельность организации, направленная на получение новых продуктов, технологий и услуг; применение новых методов в НИОКР, производстве, маркетинге и управлении; переход к новым организованным структурам; применение новых видов ресурсов и новых подходов к использованию традиционных ресурсов.

Таким образом, относительно внутренней среды инновационные стратегии подразделяются на несколько крупных групп: продуктовые (портфельные, предпринимательские, или бизнес-стратегии, направленные на создание и реализацию новых изделий, технологий и услуг); функциональные (научно-технические, производственные, маркетинговые, сервисные); ресурсные (финансовые, трудовые, информационные, материально-технические); организационно-управленческие (технологии, структуры, методы, системы управления). При стратегическом планировании необходимо учитывать и эти специальные инновационные стратегии, и инновационный потенциал конкурентов, и отношение государства к инновационной деятельности организации, и общую научно-техническую, экономическую, политическую и социальную атмосферу в стране. Правильно сформированный портфель инновационных стратегий способствует более рациональному распределению ресурсов и, соответственно, влияет на эффективность деятельности организации в целом.

3.

Политику развития промышленного предприятия можно разделить на инновационную и неинновационную. По характеру развития инновационную политику делят на: политику НИОКР и политику внедрения и адаптации нововведений. Политика НИОКР связана с проведением предприятием исследований и разработок (лицензионная, политика параллельной разработки, исследовательского лидерства, опережающей наукоёмкости, следования жизненному циклу). Политика адаптации нововведений относится к системе обновления производства и вывода продуктов на рынки (политика поддержки продуктового ряда, ретро нововведений, продуктовой имитации, технологического трансферта, вертикального заимствования, стадийного преодоления, процессной имитации, следования за рынком, технологической связанности, радикального опережения, выжидания лидера, сохранения технологических позиций).

Автором разработан морфологический классификатор направлений инновационной политики промышленного предприятия (табл. 1).

Таблица 1 – Морфологический классификатор инновационной политики предприятия

Классификационный признак Вид инновационной политики
   
По согласованности элементов Сбалансированная Несбалансированная
По периоду реализации Краткосрочная Среднесрочная Долгосрочная
По направлению Внешняя Внутренняя
По степени новизны Базисная Улучшающая Псевдоинновационная
По причине возникновения Реактивная Упреждающая
По отрасли промышленности Электроэнергетика Топливная Черная метал­лургия Цветная метал­лургия Химическая Пищевая
Лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная Промышленность стройматериалов Машиностроение и металлообработка Другая отрасль
По предмету исследования форма управления система выбора нововведений Определение целей и механизмов Программа управления
Комплекс мероприятий Система предпочтения Фундамент построения стратегии Другое
По виду эффекта от реализации Научно-технический Экономический Социальный Интегральный Другой
По затратам Крупно Средне Низкозатратная
По результативности Высоко Средне Низкорезультативная
По степени риска Высоко Средне Низкорисковая
По характеру развития Политика НИОКР Политика внедрения и адаптации инноваций
                                           

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: