Синтаксические упражнения. Синтаксический разбор

Синтаксические упражнения включают в себя работу как по анализу синтаксических явлений, так и по их употреблению в речи учащихся, а для этого используются такие упражнения:

-отграничение одних синтаксических структур от других;

-определение структуры данной синтаксической единицы;

-нахождение в предложениях тех или иных структурных частей;

-составление схем предложений;

-составление предложений по схемам;

-полный или частичный синтаксический разбор словосочетаний и предложений разных типов. Выполнение синтаксических упражнений готовит школьников к овладению пунктуацией, а также рядом коммуникативных умений.

Как отдельный вид упражнений можно выделить грамматическое конструирование. Грамматическое конструирование предполагает использование целой системы упражнений, заключающихся в составлении разнообразных речевых конструкций (предложений, словосочетаний).

Может включать отбор определённых конструкций из художественных текстов, построение аналогичных предложений, завершение незаконченных предложений (День был пасмурный, и …; День был пасмурный, вследствие чего…).

Несомненную пользу приносит составление предложений по схемам, т.к. это отвлечённое, символическое изображение нужной в данный момент конструкции. Такие задания представляют в собой процесс обратный процессу синтаксического разбора, процесс от общего к частному и поэтому требует более глубокого понимания языкового явления.

Для того чтобы верно сделать синтаксический разбор словосочетания следует помнить следующие моменты:

1.Вопросы к зависимому слову следует ставить смысловые, опираясь на функцию слова в тексте: голоса (чьи?) птиц; идти (где? как? через что?) через рожь.

2.Сочетания подлежащего и сказуемого не являются словосочетанием т.к. они взаимно обуславливают друг друга.

3.Начальная форма словосочетания определяется по начальной форме главного слова.

4.Грамматическое значение словосочетания складывается из грамматического значения слов, входящих в это словосочетание: петь соловьём (действие и его признак); сердце матери (предмет и его признак); вернуться вечером (действие и время его совершения).

При разборе простого предложения следует помнить следующее:

1.При синтаксическом разборе предлоги подчёркивают вместе с теми словами, к которым они относятся: рубашка в клетку, пришить к куртке;

3.Если глагол в предложении стоит в будущем сложном времени, он является простым глагольным сказуемым: Я буду учиться на геолога.

4. Если в предложении рядом стоят два глагола, подходящие по схеме под составное глагольное сказуемое, убедись, одним ли лицом совершаются действия: Мама попросила принести почту в её кабинет.

5.Второстепенные члены предложения могут быть распространёнными: Всем запомнилась песня о чудесных вечерах Подмосковья.

6.Второстепенные члены предложения могут быт многозначными: врач за столом (какой? где?).

7.Несогласованные определения выражаются: сущ. в тв.пад. шляпа котелком; сущ. в род.пад. лицо матери; сущ. в косвенном пад. с предлогом желе из малины; инфинитивом желание учиться; наречием яйцо всмятку; сравнительной степенью прилагательного Я не знаю озера глубже Байкала.

8.Нужно различать предложения типа: Жаркое лето и Лето жаркое.

При разборе сложного предложения следует помнить, что нужно указывать разновидности членов предложения и надписывать часть речи. Нумеровать предложения следует по порядку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: