Принципы методики орфографии

К общедидактическим принципам, на которых основывается обучение орфографии в школе относятся доступность, активность, сознательность, последовательность и др.

Как и в других разделах методики в методике орфографии действуют специальные методические принципы. К ним относятся:

1. Опора на звуко-буквенный состав слова. Данный принцип выделяет Лариса Александровна Мурина. Для того чтобы правильно написать слово, его необходимо подвергнуть звуко-буквенному анализу, т.е. установить сходство и различие между звуками и буквами, выяснить позиционные особенности звуков в слове и определить фонематический или фонетический характер передачи звуков на письме; сформулировать правило написания; выполнить упражнения на основе этого правила.

2. Принцип выделяется в разных учебниках по методике всеми методистами. Опора на связь изучения орфографии с изучением грамматики и фонетики. Русская орфография связана со всем языком – с его звуковой стороной (с фонетикой), со структурой слова (с морфемикой), с формообразованием (с морфологией), с позицией слова в предложении (с синтаксисом). Поэтому данный принцип предполагает обязательное прочное усвоение школьниками опорных для орфографии знаний о языке и необходимость повторения этих сведений при изучении той или иной орфограммы. Остановимся поподробнее на необходимости реализации этого принципа. Огромное количество написаний может быть определено только при помощи грамматического анализа. Это правописание:

1)падежных окончаний существительных, прилагательных, числительных и местоимений. Ведь целый ряд падежных окончаний совпадает на слух, и это может вызывать ошибки. Например, в дательном и предложном падежах – с одной стороны, родительным единственного числа – с другой, от существительных женского рода на а-, я- (у полянк и – на полянк е, из деревн и – к деревн е, ни росинк и – по росинк е);

2)суффиксов всех частей речи (нужно знать состав слова);

3)глагольных окончаний типа –тся и –ться;

4)раздельных и слитных написаний предлогов и частиц не и ни;

5) местоимений типа то же, за то, по тому и т.д.

Ещё пример такой связи. При написании глаголов 2 спряжения в прошедшем времени часто допускают ошибки (вид и ли вместо вид е ли), т.к. не знают, что форма прошедшего времени образуется от основы инфинитива, и образуют её от основы настоящего времени. В школе, к сожалению, этому мало уделяется внимания.

Вы видите, что построение всего учебного процесса по русскому языку необходимо вести с учётом зависимости орфографии от грамматики, а на уроках грамматики использовать всякий случай, чтобы обратить внимание учеников на тот или иной факт, напомнить орфографическое правило. Очень показательным в этом плане является написание о/ё после шипящих, когда для верного написания следует определить часть речи и часть слова.

3.Принцип сформулирован Михаилом Трофимовичем Барановым. Опора на опознавательные признаки орфограмм. Принцип заключается в том, что ученики должны увидеть в слове так называемые «точки» или опознавательные признаки, которые помогут определить орфограмму. Например, наличие приставки кое- должно подсказать ученикам об орфограмме «дефис в словах между морфемами».В связи с этим следует называть и учить детей пользоваться этими опознавательными признаками орфограмм.

4. Связь занятий по орфографии и развитию речи. Принцип связан с практической направленностью курса русского языка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: