Мы уже говорили, что для формирования правильной речи необходима целенаправленная система упражнений и речевых задач. Основные из этих упражнений и задач:
-анализ нормы, сопоставительный анализ нормы и её нарушения;
-выбор одного из данных (ошибочного и нормативного) языковых средств;
-замена ошибочных вариантов нормативными (исправление ошибок в произношении слов, в словоупотреблении, в построении предложений и т.д.)
-устный пересказ, письменное изложение текста, в котором необходимые для усвоения языковые средства являются опорными;
-свободный диктант, творческий диктант, письменный пересказ в дополнительным заданием: употребить такие-то слова и конструкции;
-составление словосочетаний, предложений, небольшого текста с языковыми средствами, норму употребления которых следует не только осмыслить, но и запомнить;
-образование форм слова (запишите сущ. во мн. числе: доктор, профессор, договор и т.д., поставьте сущ. в род пад. мн. ч.: пара ботинок (валенки, сапоги, чулки);
|
|
-расстановка ударения в словах
Особенно эффективными являются упражнения, способствующие запоминанию самой нормы:
1.Заучивание стихотворных строк, где нормативный вариант произношения, словоупотребления поддерживается ритмом и рифмой и поэтому легко запоминается:
Звонят, звонят ученики…
Зачем писать им в дневники…
2.Проговаривание вслух по слогам тех слов, словоформ, произношение или употребление которых следует запомнить. Для лучшего запоминания слова объединяются в определённые группы по смыслу: с одинаковым ударением, с одной и той же формой (н-р, сущ. во мн. числе род. пад., обозначающие фрукты: много яблок, апельсинов и т.д.)
ОБУЧЕНИЕ СТИЛИСТИКЕ
1.Стилистика как учение о функционально-стилевой дифференциации речи в зависимости от цели, сферы, задач, адресата общения. Стилистический аспект изучения русского языка.
2.Лексическая и синтаксическая синонимика.
3.Функциональные стили речи.
4.Методика работы над разговорным и книжным стилями; стилистический анализ текста, метод редактирования, стилистический эксперимент, стилистические этюды.