Методика работы над разговорным и книжным стилями; стилистический анализ текста, метод редактирования, стилистический эксперимент, стилистические этюды

Избирая тот или иной стиль для своего высказывания, школьники должны в каждом конкретном случае ответить для себя на такие вопросы: для чего говоришь (задачи), что скажешь (содержание будущей речи) и как скажешь (язык)? Научиться этому, как и различению стилей вообще, можно только путём практики, упражнений в анализе текстов разных стилей, только опираясь на чувство языка.

В связи с этим, начиная с 5 класса, происходит знакомство с различными формами устной и письменной речи, разговорного и книжного стилей: устное выступление, устное научное сообщение, научно-популярное сообщение и т.д.

Одним из существенных ориентиров при различении стилей является возможность их сопоставления по признакам сходства или различия, противопоставления (образность – отсутствие образности, подвижность – динамичность, эмоциональность – неэмоциональность). Особенно показательны в этом отношении различные формы речи (устной и письменной). Так, письменная речь чаще используется для всех книжных стилей (научного, публицистического, делового, художественного), для которых характерна по преимуществу речь монологическая; устная – принадлежность стиля разговорного, для которого более характерны формы речи диалогической и соответственно такие дополнительные средства передачи содержания, как интонация, жест, мимика.

В занятиях функциональной стилистикой, помимо указанного приёма сопоставления используются такие виды упражнений, как стилистический эксперимент, редактирование, конструирование предложений, стилистический анализ текста, стилистические этюды.

Стилистический эксперимент состоит в употреблении уместности или неуместности употребления того или иного языкового факта или приёма в конкретных условиях:

Прочитайте зарисовки К.И.Чуковского.

а)Гордость послышалась мне в голосе одного незнакомца, который подошёл к моему другу, ловившему рыбу в соседнем пруду спросил:

-Какие мероприятия предпринимаете вы для активизации клёва?

б)Молодой человек, проходя мимо сада, увидел у калитки пятилетнюю девочку, которая стояла и плакала. Он ласково наклонился к ней и, к моему изумлению, спросил:

-Ты по какому вопросу плачешь?

В каком стиле выражались герои зарисовок? Уместно ли это было в описанных ситуациях? Какой должна быть здесь речь?

Редактирование и конструирование предложений. Конструирование – это замена одних конструкций другими, параллельными и выбор из данных конструкций более уместной с точки зрения задачи высказывания, его стиля. О разных видах конструирования см. в синтаксической синонимике (вопрос 2). Такие упражнения могут проводиться как редактирование текста: «Ты редактор. Внеси правку в созданный текст». Текст: В связи с тем, что мы приехали к бабушке поздно-поздно …. Необходимо сопоставить различные средства выражения причинно-следственных отношений:

-в связи с тем, что (в силу того, что…; ввиду того, что…);

-из-за большого опоздания….(вследствие опоздания…);

-приехав к бабушке поздно-поздно…;

-потому что (так как) мы приехали к бабушке поздно-поздно…;

-мы приехали к бабушке поздно-поздно, и она…

Такой сопоставительный анализ позволит понять, что причинные отношения более чётко выражаются с помощью различных подчинительных союзов, но для текста разговорного стиля следует выбрать либо сложные предложения с союзами так как, потому что, или простое предложение с деепричастным оборотом (для этого придётся перестроить всё предложение), или сложносочинённое предложение с союзом и. Можно также проводить редактирование всего текста, вернее первого его варианта после написания изложения. Редактирование проводится с точки зрения уместности использования определённых синтаксических структур, для внесения необходимых правок. Сравните:

Исходный текст Изложение ученика

Громадная раковина была Орлу было не под силу

для него слишком тяжела: поднять раковину, так как она

он не мог унести её была тяжёлая.

с собой в своё гнездо.

Стилистический анализ текста проводится в следующем порядке:

1.Основная функция, задачи речи. Есть ли дополнительные функции?

2.Сфера применения, жанр.

3.Монологическая или диалогическая речь?

4.Взят ли пример из художественного произведения или нет?

5.Какие особенности характерны для данного отрывка: непринуждённость – официальность; точность – ясность – расплывчатость; образность – отсутствие образности; эмоциональность – неэмоциональность; объективность – субъективность.

6.Языковая специфика: лексика, фразеология, грамматика.

7.Вывод: какой стиль?

Стилистические этюды - написание предложений со стилистическим заданием:

Выпишите в один столбик словосочетания, характерные для художественного стиля, а в другой – для научного. Составьте с ними предложения и запишите их.

Свойства воды, питьевая вода, песня воды, круговорот воды, охлаждение воды, журчащая вода, гладь воды, температура воды, вешние воды.

Самостоятельно: Углубленное изучение русского языка в школе. Внеклассная работа по русскому языку (текущая, эпизодическая). Факультативные занятия по русскому языку. Содержание, методы и приёмы работы.

Лапицкая Н.И.

Вопросы к экзамену

по курсу «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА»

(4 курс, стац. / 6 курс ЗФ, спец. «Русский язык и литература»)

2004-2005 уч. год

1. Методика преподавания русского языка. Её предмет и задачи.

2. Методы обучения русскому языку. Их классификация.

3. Приёмы обучения русскому языку.

4. Требования, предъявляемые к современному уроку русского языка.

5. Типы уроков русского языка.

6. Структурные элементы урока русского языка.

7. Объяснительные методы обучения.

8. Эвристические методы обучения.

9. Практические методы обучения.

10. Методы контроля на уроках русского языка.

11. Повторение на уроках русского языка.

12. Методика проверки домашнего задания.

13. Урок объяснения нового материала.

14. Урок закрепления знаний, умений и навыков.

15. Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

16. Методика анализа урока русского языка.

17. Наглядность на уроках русского языка.

18. Межпредметные связи на уроках русского языка.

19. Из методического наследия.

20. Новые формы урока.

21. Нестандартный урок русского языка.

22. Новые технологии в обучении русскому языку.

23. Принципы и методы преподавания фонетики. Система упражнений. Фонетический разбор.

24. Принципы и методы преподавания лексики. Система упражнений.

25. Принципы и методы преподавания словообразования. Система упражнений. Разбор слова по составу, словообразовательный разбор.

26. Трудные вопросы словообразования.

27. Принципы и методы обучения морфологии. Система упражнений. Морфологический разбор.

28. Основные трудности в преподавании морфологии.

29. Методика преподавания синтаксиса. Система упражнений. Синтаксический разбор.

30. Методика преподавания орфографии. Система упражнений.

31. Орфограмма, типы орфограмм, опознавательные признаки орфограмм.

32. Методика преподавания пунктуации. Система упражнений.

33. Понятие пунктограммы. Опознавательные признаки пунктограмм.

34. Орфографические и пунктуационные ошибки.

35. Негрубые, повторяющиеся, однотипные орфографические и пунктуационные ошибки. Описки.

36. Методика преподавания стилистики. Система упражнений. Лексическая и синтаксическая синонимика.

37. Виды диктантов.

38. Творческий и свободный диктанты.

39. Алгоритмизация и графические схемы на уроках русского языка.

40. Основные направления в работе по развитию речи.

41. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка.

42. Работа над нормами русского литературного языка.

43. Развитие связной устной речи.

44. Классификация сочинений. Методика подготовки и проведения урока по написанию сочинения.

45. Классификация изложений. Методика подготовки и проведения урока по написанию изложения.

46. Речеведческие понятия на уроках русского языка (тема, текст, типы речи, виды связи в предложениях и т.д., см. учебники 5, 6, 7 классов).

47. Сочинение-описание.

48. Сочинение-рассуждение.

49. Сочинение-повествование.

50. Речевые, смысловые и грамматические ошибки в работах учащихся.

51. Внеклассная работа по русскому языку.

52. Факультативные занятия по русскому языку.

53. Фонемный принцип русской орфографии. Сильные и слабые позиции гласных и согласных фонем.

54. Принципы русской орфографии и их реализация в школьном курсе русского языка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: